Перейти к содержанию

ЭПОС И ОБРАЗОВАНИЕ

Развитие ценностного потенциала  на основе олонхо

                                                                                 Гуляева Марфа Михайловна, воспитатель МБДОУ ЦРР «Сулусчаан»

Сегодняшнее общество очень сложно. Оно насыщено экономическими и политическими кризисами. На семью извне давит множество социальных, материальных и других проблем. Под этим натиском очень трудно сохранить благоприятный климат, который так необходим для полноценного развития личности ребенка, а особенно в дошкольном детстве. Атмосфера любви, взаимного внимания, заботы, присущая нормальной семье, воздействует на формирование чувств ребенка. Поскольку эмоции в жизни дошкольника играют главенствующую роль, определяют направление его деятельности, формирование эмоциональной сферы становится основой развития личности ребенка.

Одним из путей воспитания человека-патриота является воспитательная система, которая включает в себя последовательную этнизацию содержания, методов, форм, и процесса дошкольного и семейного воспитания.

Использование народной педагогики-педагогики олонхо дает педагогам формировать нравственные человеческие качества, представления о закономерности развития и единстве окружающего мира  у ребенка. Педагогика олонхо-это система народных методов и приемов, традиций воспитания человека; национальная культура, отраженная в художественной форме. Воспитательные ценности заложенные в эпосе не потеряли своей значимости в современную эпоху и остаются наиважнейшими. Величие олонхо заключается не только в том, что оно воплотило в художественных образах прогрессивные идеи и по мысли народа, но и в том, что оно показало пути воспитания человека.

На сегодня мы педагоги дошкольных образовательных учреждений в своей практической деятельности все больше и больше обращаемся к народной педагогике. Широко используем в работе с детьми традиции, игры, обычаи, обряды, народные праздники, а также делаем, мастерим традиционные игрушки из тальника, костей рыб, крупного рогатого скота.

В дошкольном детстве происходит интенсивное освоение языка, норм и ценностных ориентаций национальной культуры. В семье и дошкольных  учреждениях национальная культура становится средой, где происходит естественное духовное и нравственное развитие ребенка.

Основным  педагогическим условием, механизмом  внедрения олонхо в систему образования является развивающая среда, в котором дети знакомятся бытом, играют в народные игры, знакомятся  учат слова,  отрывки выступают перед родителями, участвуют в конкурсах.

Создание развивающей среды олонхо включает:

*условия для жизнедеятельности детей, где ребенок живет  естественной жизнью, соблюдая обычаи, обряды, праздники , традиции народа;

*условия для естественного восприятия родной речи, то есть-умение слушать олонхо, где раскрывается красота, звучность, поэтичность родной речи;

*условий приобщения к этическим нормам общения человека с природой, со взрослыми, сверстниками на примере героев олонхо.

Воспитывающая функция олонхо разнообразна, в нем отображена борьба за честь и справедливость, уважение  и любовь к старшим, любовь к женщинам и детям, благородство и героизм богатырей в борьбе за свободу и любовь к родному очагу. Олонхо богата воспитательными идеями, формирует любовь к народу и человечность, его текст развивает ум, память, внимание, наблюдательность, также огромно значение олонхо в привитии детям таких качеств, как любовь к родине, к родным местам.

Как показывает практика изучение содержания эпоса олонхо и приобщение детей к его ценностям не осмыслено ни психологически, ни дидактически.

Сегодня духовно-нравственное воспитание детей актуализирует преимущественно объективную составляющую ценностей как ориентиры созидающей личности и нацелено на развитие объективной составляющей духовного «Я», то есть на нравственность, предполагающую формирование в ребенке общей культуры поведения в конкретном обществе. Мы считаем, что именно в дошкольном возрасте содержание образования должно быть открытым для формирования позитивных взглядов ребенка на мир. В этом возрасте ребенок познает действительность, и его связь с миром осуществляется преимущественно на эмоционально-когнитивном уровне. Таким образом, олонхо является энциклопедией мудрости…

«Развитие социально-этических навыков у дошкольников народа Саха через изучение культуры и традиций»

Филатова Айталина Афанасьевна,

воспитатель,Таттинский улус. с.Черкех

filatovaayta@gmail.com

Аннотация: Данная статья посвящена вопросу развития социально-этических навыков у дошкольников народа Саха. Рассматривается значимость изучения культуры и традиций народа Саха для формирования у детей ценностного отношения к своей национальной и культурной идентичности, а также развития социально-этических навыков. В статье представлены рекомендации по включению изучения культуры и традиций народа Саха в дошкольное образование, организации межнациональных мероприятий и вовлечения родителей в этот процесс.

Ключевые слова: социально-этические навыки, дошкольное образование, народ Саха, культура, традиции.

Социально-этический навык – это умение адекватно взаимодействовать с окружающими людьми и обществом в целом в соответствии с принятой моралью и этикой. Он включает в себя понимание и соблюдение социальных норм и правил, уважение к мнениям и чувствам других людей, умение решать конфликты и принимать решения, которые учитывают интересы и потребности общества в целом. Социально-этические навыки являются важной составляющей личностного развития и успешной адаптации в обществе. Они формируются в процессе социализации человека и могут быть развиты как в процессе образования, так и в повседневной жизни.

Социально-этические навыки являются важным аспектом воспитания и развития ребенка. Они позволяют малышу понимать свои эмоции, уважать чужие права и мнения, находить компромиссы и быть толерантным к различиям. В контексте народа Саха, изучение культуры и традиций может стать эффективным способом развития этих навыков.Цель данной статьи — обосновать необходимость развития социально-этических навыков у дошкольников народа Саха через изучение культуры и традиций, а также предложить практические рекомендации для реализации этого подхода.

Изучение культуры и традиций народа Саха в Якутии имеет огромную значимость для формирования у детей ценностного отношения к своей культуре и национальной идентичности, а также развития социально-этических навыков. Культура и традиции народа Саха богаты и разнообразны, они находят свое отражение в народных обрядах, песнях, танцах, национальной кухне, одежде и ремеслах.

Изучение культуры и традиций народа Саха в дошкольном возрасте помогает детям узнать и полюбить свой народ, понять его историю и традиции, а также уважать культуру и традиции других народов. Это в свою очередь способствует формированию у детей позитивного отношения к многообразию культур и народов, что является важной составляющей социально-этических навыков.

В Якутии существует множество образовательных программ и проектов, которые направлены на изучение культуры и традиций народа Саха в дошкольных учреждениях. Одним из примеров таких проектов является «Якутский традиционный календарь», который включает в себя изучение народных праздников, обрядов, народных промыслов и многого другого. Этот проект помогает детям узнать и полюбить свою культуру, а также развивать социально-этические навыки, такие как уважение к культуре и традициям других народов, толерантность и понимание многообразия культур. Таким образом, изучение культуры и традиций народа Саха в дошкольном возрасте имеет огромную значимость для формирования социально-этических навыков и уважительного отношения к культуре и традициям своего народа и других народов.

Культура и традиции народа Саха (Якутия) богаты и разнообразны. Ребенок, изучая их, учится уважать и ценить свои корни, понимать и уважать другие культуры и традиции. Например, ребенок может узнать о том, как народ Саха традиционно отмечает праздники, как они плетут красивые косы, как ухаживают за животными. Изучение традиций может помочь ребенку научиться уважать других людей и их культуру.

Кроме того, изучение культуры и традиций народа Саха может помочь развить у ребенка социальные навыки. Например, народ Саха славится своими традиционными играми и забавами. Ребенок может научиться работать в команде, проявлять инициативу и ответственность, а также учится уважать правила игры и чужие мнения.

Изучение культуры и традиций народа Саха может также помочь развить у ребенка эмпатию и понимание других людей. Например, ребенок может узнать о том, как народ Саха ухаживает за старшими людьми и уважает их мнение. Это может помочь ребенку понять, что каждый человек уникален и заслуживает уважения.

Кроме того, изучение культуры и традиций народа Саха может помочь развить у ребенка позитивный национальный идентичен. Ребенок может узнать о своих корнях и научиться ценить свою культуру и традиции, а также понимать, что они имеют ценность и важны для его народа. Это может помочь ребенку развить чувство гордости за свой народ и способствовать формированию позитивного отношения к своей культуре и истории.

Для того чтобы развивать социально-этические навыки у дошкольников народа Саха через изучение культуры и традиций, необходимо использовать разнообразные методы обучения. Например, можно проводить мастер-классы по плетению кос, устраивать конкурсы по традиционным играм, организовывать экскурсии в музеи и исторические места. Важно также включать родителей в процесс обучения, чтобы они могли поддерживать интерес ребенка к изучению культуры и традиций своего народа.

Для детей народа Саха изучение культуры и традиций может также стать ключевым элементом развития их личности. Ребенок может познакомиться с историческими фактами, обрядами и праздниками своего народа, что поможет ему лучше понимать свое место в мире и социуме, а также формировать свои ценности и мировоззрение.

Важно также отметить, что изучение культуры и традиций народа Саха может помочь в развитии языковых навыков. Многие традиции и обряды народа Саха связаны с языком, что позволяет детям учиться языку в естественной обстановке и использовать его в повседневной жизни. Одним из способов изучения культуры и традиций народа Саха является включение этой темы в образовательную программу дошкольных учреждений. Это может включать изучение народных сказок и легенд, песен и танцев, а также посещение мест, связанных с историей и культурой народа Саха.

Кроме того, важно понимать, что изучение культуры и традиций народа Саха может быть полезно не только для детей этого народа, но и для детей других народностей  [1]. Это помогает детям понимать и уважать различия между народами и культурами, что является важным элементом развития толерантности и межкультурного диалога. В целом, изучение культуры и традиций народа Саха является важным элементом развития социально-этических навыков у дошкольников. Это помогает детям развивать позитивное отношение к своей культуре и истории, формировать позитивный национальный идентичен, а также уважать и понимать культуры и традиции других народов.

Для достижения этих целей важно, чтобы родители и педагоги включали изучение культуры и традиций народа Саха в повседневную жизнь детей. Например, можно петь народные песни и устраивать народные игры, рассказывать о традиционной кухне и одежде, посещать народные музеи и выставки.

Также следует уделять внимание обучению детей традиционным ремеслам, таким как вышивка, плетение из конского волоса, народные куклы и многое другое. Это не только поможет детям узнать больше о своей культуре, но и развить моторику рук, терпение и усидчивость.

Важно отметить, что изучение культуры и традиций народа Саха может быть эффективным только в том случае, если оно осуществляется в естественной среде. Для этого необходимо сохранять и защищать культурное наследие народа Саха, включая традиционные обряды, праздники и язык. Кроме того, для развития социально-этических навыков необходимо создавать условия для коммуникации между детьми разных культур и национальностей. Это может быть достигнуто через организацию межнациональных мероприятий и развитие мультикультурной среды в дошкольных учреждениях [3].

На основе вышеизложенного, можно выделить следующие рекомендации для развития социально-этических навыков у дошкольников народа Саха через изучение культуры и традиций:

1. Включайте изучение культуры и традиций народа Саха в повседневную жизнь детей. Это может быть пение народных песен, рассказы о традиционной кухне и одежде, посещение народных музеев и выставок.

2. Уделяйте внимание обучению традиционным ремеслам.

3. Сохраняйте и защищайте культурное наследие народа Саха, включая традиционные обряды, праздники и язык.

4. Организуйте межнациональные мероприятия и развивайте мультикультурную среду в дошкольных учреждениях для создания условий для коммуникации между детьми разных культур и национальностей.

5. Вовлекайте родителей и семьи в изучение культуры и традиций народа Саха, чтобы расширить кругозор и повысить интерес к культурному наследию.

6. Поддерживайте и развивайте программы обучения народной культуре и традициям для педагогов и специалистов, работающих в дошкольных учреждениях.

Развитие социально-этических навыков у дошкольников народа Саха через изучение культуры и традиций — это долгосрочный процесс, который требует внимания и усилий со стороны всех заинтересованных сторон. Однако, благодаря правильному подходу и совместным усилиям, мы можем помочь детям народа Саха развиваться в гармонии с культурными традициями своей нации и стать творческими, уважительными и ответственными гражданами в будущем.

В заключение, изучение культуры и традиций народа Саха является не только важным элементом развития социально-этических навыков у дошкольников, но и является ключевым фактором сохранения и развития культурного наследия народа Саха. Поэтому необходимо уделить должное внимание этому вопросу и создать все условия для эффективного изучения и сохранения народной культуры и традиций. Изучение культуры и традиций народа Саха может стать эффективным способом развития социально-этических навыков у дошкольников. Оно помогает ребенку научиться уважать других людей и их культуру, развивать социальные навыки, эмпатию и понимание других людей, а также формировать позитивный национальный идентичен.

Ссылки на источники

1. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т./ Авт. вступит. Статьи А.Н.Леонтьев; сост. М.Г.Ярошевский. — М.: Педагогика, 1984.

2. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. — М.: Знание, 1986.

3. Запорожец А.В. Избранные псих.труды. В 2 т. — М.: Педагогика, 1986. — Т. 1. — С. 316; Т. 2. — С. 296.

4. Поддьяков Н.Н. Развитие идей А.В.Запорожца в исследовании творческой активности детей. // Вопросы психологии. —

2005. — №5. — С. 113—118.

5. Ильницкая И., Остапенко Л. Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения. // Дошкольное воспитание. — 2006. — №12. — С. 82.

Олоҥхо уус-уран тыла оҕо дорҕоону чуолкайдык саҥарыытыгар көмөтө.

Реброва Жанна Владимировна,

Чөркөөхтөөҕү ОСК “Аленушка” детсад учуутал-логопеда

«Төрөөбүт тыл- киһи үөрэҕи, билиини кэбэҕэстик ылынар, өйө санаата туругурар, майгыта – сигилитэ ситэр, иһирэх иэйиитэ уһуктар, өлбөт үйэлээҕи айар, тутар дьоҕура тобуллар, айылҕаттан бэриллибит эйгэтэ буолар»- диэн национальнай оскуола сайдыытын Концепциятыгар этиллэр.

Хас биирдии саха оҕото өйдүүн-санаалыын, эттиин-хаанныын сайдарыгар сахабыт тыла улахан оруоллааҕын бары билэбит, өйдүүбүт. Үөрэҕирии салаатыгар сахалыы тыын киирэн иитээччилэргэ уонна да атын үөрэхтээһин үлэһиттэригэр  саҥа саҕахтар элбээтилэр – олоҥхо педагогиката, норуот үгэстэрин педагогиката уо.д.а.      Биллэн туран, ийэ тылын баһылаабыт оҕо кыаҕакэҥиир, өйө-санаата уһуктар, саҥа таһымҥа тахсар.  Төрөөбүт тыл сүмэтин иҥэриигэ уһуйаан, кыра кылаас оҕолоругар хоhоонунан айымньы (олоҥхо, оhуокай) улахан оруоллаах. Саха норуотун төрүт культурата норуот тылыттан-өһүттэн саҕаланар. Сахалар сүдү тыллаах буоламмыт Аан дойдуга олоҥхобутунан биллэбит.

Оҕо төрөөбүт норуотун тылынан-өһүнэн ылбаҕайдык саҥарар, ааҕар, суруйар кыахтаннаҕына инникитин үүнэр-сайдар кэскиллэнэр, саха тыла өспөт-сүппэт саргыланар. Манна олоҥхо баай тылын-өһүн сүдү күүһэ оҕо тылын сайыннарарга улахан суолталаах.

Билиҥҥи кэмнэ, төhө да олохпут сайдыбытын иhин, оҕо, эдэр ыччат олоххо бэйэтин сөптөөх миэстэтин булбакка мунара- тэнэрэ, мунаахсыйар боппуруостара элбэхтэр. Тыл үөрэхтээхтэрэ, ученайдар Дапсы, Т.И Петрова о.д.а. этэллэринэн билиҥҥи ыччат арҕаа омук дойдуларын культураларын сабыдыалыгар киирбититтэн төрүт сахалыы культураттан тэйэ быһыытыйда, ыраастык сахалыы саҥарбат буолла. Ол көстөр холобур билиҥҥи оҕо сахалыы ырыаны буолбакка омук ырыатын-тойугун ис хоhоонун өйдөөбөтөр да ордук сэҥээрэн истэригэр, билэригэр. Ол түмүгэр саха ыччата төрөөбүттылын тыынын, Ийэ тыл сумэтин иҥэриммэккэ, Ийэ айылҕатыттан тэйэ быhыытыйан сиэр-майгы сатарыйыытыгар тиийэр, олох олоруу сыаннастарын, сокуоннарын ситэри өйдөөбөт буолууларыгар төрүөт буолар.

Мантан сиэттэрэн уһуйаан оҕолоругар олоҥхону билсиһиннэрии, олоҥхоттон быһа тардан үөрэтии, олоҥхо педагогикатын, оскуолаҕа олоҥхону үөрэтиини үөрэх программатыгар киллэрэр хайаан да наада. Билиҥҥи сайдыылаах үйэҕэ саха оҕото Аан дойду атын омуктарын ортотугар «мин сахабын», «мин саха уолабын», «мин саха кыыhабын» диэн бэйэтин дьоһуннаахтык сананыытын, сэргэхтик туттуутун-хаптыытын сүрүннээн биэрэргэ, үчүгэй, куhа5ан өрүттэри сыаналыыр үтүө, кэрэ киһи буолан инникитин үүнэргэ-сайдарга бэлэмнээх, алын сүhүөх оскуоланы бүтэрэн салгыы таһаарыылаахтык үөрэнэргэ бэлэмнээх буолуутугар олоҥхо эйгэтэ улахан суолталаах. Манна бастатан туран оҕо кыра сааһыттан олоҥхо баай тылыгар-өhүгэр уһуйуллан, кэрэтик саҥара үөрэнэн cулбурҕаччы ааҕар буоларын ситиһии улахан оруоллаах.

Олоҥхону үөрэтэр, билэр оҕо тыла-өһө, кэпсиир, ааҕар дьоҕура сайдан, билэр-көрөр саргыта үрдээн ааҕыыта-суруйуута, ахсааны суоттуура үчүгэй буоларын — ситиһиилээхтик үөрэнэрин, билиини холкутук ылынарын хааччыйыахха сөп, өскөтүн олоҥхонон иитии, үөрэтии эйгэтигэр оҕону кыра сааһыттан, уһуйаантан олоҥхо уус-уран тылын оҕо тылын сайыннарыыга көмөлөhүннэрдэххэ.

Саҥаларыгар кэһиллиилээх оҕолорго олоҥхоттон быһа тардан дорҕоону чуолкайдык саҥарарыгар көмө гынан үөрэттэххэ, оҕо тылын саппааһын да эбэргэ, ситимнээх саҥатын да, уустаан- ураннаан кэпсиир дьоҕурун да, олоҥхону туһанан сөпкө тыынарга да үөрэттэххэ —  оҕо тыла-өһө да сайдар, өйдүүн- санаалыын да улаатар. Олоҥхону ааҕар оҕо тыынауһуур, сөпкө тыынар буолар.  Бары билэрбит курдук, сөпкө тыыны – оҕо чуолкайдык саҥарарыгар сүрүн  көмөтө буолар.

Билиҥҥи оҕолор бары кэриэтэ сахалыы дорҕооннору саҥарарга улахан ыарахаттары көрсөллөр. Олоҥхо көмөтүнэн оҕо төрүт тылын, дорҕооннорун сөпкө саҥарарын ситиһиэххэ сөп. Хас биирдии дорҕоонно олоҥхоттон быһа тардан кылгас- кылгас гына үөрэттэххэ оҕо өйүгэр да түргэнник киириэ, толкуйдуур, ойуулаан көрөр да дьоҕурун эбии сайыннырыа.Олоҥхоттон быһа тардан үөрэтэргэ дорҕооннорунан наардаан үөрэттэххэ наада. Бүтэй дорҕооннору бу курдук наардыыллар:

1. уос киэннэрэ (м,п,б)

2. тыл иннинээҕилэр (т, д, с, л, н, р)

3. тыл ортотунааҕылар (й, нь, дь, ч)

4. тыл кэннинээ5илэр (к, г, х, ҕ, ҥ)

5. бэлэс киэнэ (һ)

Мантан сиэттэрэн, биһиги оҕо төрүт сахалыы дорҕоонун чуолкайдык саҥарарын ситиһээри дорҕоонун аннаардаммыт олуктары туһаныахпытын сөп.

Холобур, тыл ортотунааҕы дорҕооннору (й, нь, дь, ч) барыларын биир кэмҥэ үөрэтиэххэ сөп. [Дь] – дорҕоону:

Дьоһун бэйэлээх

Дьонноро–уруулара;

(П.А. Ойуунускай «Дьулуруйар Ньурун Боотур», 14с)

Дьуругуй хара

Дьура5ай атыырдаах

(П.А. Ойуунускай «Дьулуруйар Ньурун Боотур», 14с),

Дьулусхан субуйа сүүрүк

Дьураа хара аттаах

Дьулуруйар Ньургун Боотур

(П.А. Ойуунускай «Дьулуруйар Ньурун Боотур», 78с),

Тыл кэннинээҕи дорҕооннору (к, г, х, ҕ, ҥ) (барыларын биир бириэмэҕэ үөрэтии:

Ҕ- доҕооҥҥо:

Тоҕус дохсун холорук

Тоҕо ытыллан түстэ

 (П.А. Ойуунускай «Дьулуруйар Ньурун Боотур», 16с),

….Аҕыс кырыылаах

Аптаах аалыс-луо баҕанаҕа

(П.А. Ойуунускай «Дьулуруйар Ньурун Боотур», 30с),

Ҥ- дорҕооҥҥо:

Таҥха биһиккэ

Таҥхалата ыыппыт

(П.А. Ойуунускай «Дьулуруйар Ньурун Боотур», 27с),

…Элэҥ-сэлэҥ туойан,

Саҥа санаран….

(П.А. Ойуунускай «ДьулуруйарНьурунБоотур», 77с),

Олонхо олугуттан быһа тардан тылыгар кэһиллилээх оҕоҕо кыра кыралаан үөрэтэххэ, уһуйаан оҕото дорҕоону түргэнник бэйэтигэр ылынар, чуолкайдык саҥарар, олоҥхону кытта кыралаан билсэр. Оччоҕо- бу оҕо олоҥхону билэн, үөрэтэн, ылынан оҕолору кытта дьарыкка биир тэҥник үлэлиир, үөрэнэр тэтимҥэ киирэрин ситиһиллэр.

Туттуллубут литература:

1. Бысыина М.Н. Олоҥхоийэ тыл тирэҕэ.- Дьокуускай: Бичик, 2014.- 63с.

2. Каратаев И.И. Оҕону чуолкайдык саҥарарга үөрэтии уонна сурукка үөрэнэргэ бэлэмнээһин.-Дьокуускай: Бичик, 2019.-159с.

3. Михеева Е.В. здоровьесберегающие технологии в ДОУ//Методические рекомендации, М., 2009.

4. ЧехордунаЕ.П. СЭДИП технология.-Ытык Күөл: Таатта хаһыатредакцията, 2016.-82с. 5. https://infourok.ru/olonho-uusuran-tila-oo-tilin-sayinnariiga-kemete-3655595.html

«Развитие речи детей дошкольного возраста через внедрение педагогики Олонхо»

Охотина Татьяна Ивановна, воспитатель

Центра развития ребенка — детский сад «Аленушка»

с. Черкех, Таттинский улус

            В современном мире с развитием массовой информационной культуры и роста темпа жизни, необходимо донести нужную информацию детям, для их умственного и нравственного развития. Когда уровень знания родного языка с каждым годом ухудшается, задача педагога: передать знания о традиции, культуре и самобытности народа не только детям, но и родителям. Язык – это ключ, способ передачи информации. Поэтому необходимо, в первую очередь, развить речь у детей.

            Данный проект предлагает развитие речи внедрением компонентов олонхо в образовательную деятельность. Использование народного эпоса олонхо в процессе формирования культуры речевого общения дошкольников будет оказывать безусловное влияние на духовный мир ребенка и выполнение им норм и правил общения с взрослыми и сверстниками.

Цель работы:Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения народного эпоса олонхо.

Задачи:

1. Изучить имеющийся опыт по развитию речи старших дошкольников посредством народного эпоса олонхо.

2. Развивать наблюдательность, фантазию, коммуникативные навыки, эмоционально-волевую сферу, выразительность речи.

3. Способствовать повышению познавательного интереса у детей; развитию восприятия, памяти, мышления, речи (интонационная выразительность речи, монологическая и диалогическая речь, связность речи, звуковая культура речи, грамматический строй речи), творческого воображения.

4. Оказание помощи и поддержки детям с отклонениями в развитии речи.

5. Создание и совершенствование предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие речи старших дошкольников.

Методы работы:

наблюдение за поведением детей на занятиях по ознакомлению с народным эпосом олонхо.

-прочтение отрывков с олонхо.

-философические беседы, викторины.

-сюжетно-ролевые игры.

-консультирование.

-психодиагностический (анкетирование, опрос).

-обработка и анализ данных диагностики.

Методическое: изучение литературы;

Дидактическое:

1. Календарно-тематический план и серия НОД;

2.Конспект занятий;

3.Картотека словесных игр;

4.Настольно-печатные игры для развития речи;

5.Изобразительные материалы;

6.Лэпбуки;

7.Видеоматериалы олонхо, ДВД дисков с отрывками из текста олонхо;

8.Консультации для родителей.

Даннаяработа предлагает решение данных задач по нескольким этапам:

Первый этап: включает знакомство детей с его содержанием. В это время идет работа над формированием заинтересованности детей к содержанию олонхо.

-знакомство с содержанием олонхо (о чем она, какие события и герои в ней главные).

-знакомство с героями олонхо (где они живут, как выглядит их жилье, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т.п.).

-художественное описание места, где проходит действие.

Второй этап: важную роль на данном этапе имеет выразительное чтение отрывков, грамотно поставленные вопросы для беседы по содержанию олонхо и организация работы по воспроизведению текста детьми (пересказ), впервые проводится проигрывание отрывков из олонхо. Это позволит умело чувствовать героя олонхо.

Третий этап: проводятся игры с настольным и кукольным театром по сюжетам олонхо. Беседы, викторины, игры:

-анализ событий, которые описаны в произведении олонхо. Ребенок выражает свою точку зрения: составление словесного портрета героя, анализ поступков героя, работа над текстом (почему герой так говорит, о чем он в данный момент думает). Основная задача-помочь ребенку в смысле слов и текста.

-работа над речью: работа над сценической выразительностью, определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической площадке, темпа и ритма исполнения, мимики, интонации.

Заключительный этап: подведение итогов, беседы с детьми, отчет в виде фотовыставки для родителей.

Заключение:

Развитие речи путем внедрения педагогики олонхо позволяет детям преодолевать трудности в речи, таким образом, ребенок стремится к развитию, желанию реализовать свои мечты, а самое главное, приобретает способности к слаженному и четкому выражению своих мыслей, обогащается словарный запас родного языка.

Внедрение данную работу в образовательный процесс позволяет дозированной, поэтапной передачи знаний, что обеспечивает хорошую усваиваемость материала детьми, и совершенствование умений и закрепление пройденных тем викториной и беседами.Семья и ДОУ – два важных социальных института для развития ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому необходима совместная командная работа, целью которой является не только речевое развитие детей, но и культурное развитие семьи в целом, творческая самореализация ребенка, сохранение традиций народа Саха, путем внедрения национального наследия и богатого культурного источника олонхо.

Список использованных источников

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М .: Академия , 2000. – 400с.
  2.  Алексеева М.М., Яшина В.И . Речевое развитие дошкольников . – М.: Академия, 1999. – 159с.
  3. Бородич А.М. Методика развития речи детей.  — М.: Просвещение, 1981. – 255с.
  4. Концепция дошкольного воспитания (1989г) //Дошкольное образование в России. //Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. – М .: АСТ , 1997. – С. 8-34.
  5. Олонхоаба-хомуьуна о5ону иитиигэ: учебнайметодическэй пособие / Хомуйанонордулар: М.И. Баишева, Е.М. Ефремова, Э.В. Слепцова. – Дьокуускай: ХИФУ издательскайдьиэ, 2012.-76 с.
  6. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. – М.: Просвещение, 1960. – 348с.

“Олоҥхо нөҥүө оҕо ийэ тылын сайыннарыы”

Винокурова Сардана Алексеевна

«Аленушка» уһуйаан муусука5а салайааччыта,

Таатта улууһа, Чөркөөх.

Аныгы олох ирдэбилинэн куйаар ситимэ балысханнык сайынна ол төрүөтунэн киһи киһини кытта алтыһара аҕыйаата.Тылларыгар кэһиллиилээх оҕо элбээн, нууччаттан киирии тыл күннээҕи кэпсэтии тылыгар киирэн, саҥа саҥара үөрэнэн эрэр оҕо тылыгар буккуллуутугар тириэртэ.  Тылы чинчийээччилэр Н.С.Капринская, Л.А. Пеньевская, Р.И.Жуковская уонна да атыттар оҕо тылынан сайдар дьоҕуругар билэр-көрөр дьоҕурун уратыта оруоллаах диэн этэллэр. Оҕо тыла сайдарыгар тулалыыр олох, уус-уран айымньы, фольклор бары көрүнэ, искусства өруттэрэ улахан суолтаны ылаллар. Бары оҕо уйулҕатын дириҥник таарыйаллар, төрөөбүт тылын өйдөөн истэргэ, туттарга үөрэтэллэр. И.С.Скворцова, медицинскэй наука доктара кэнники кэмҥэ оҕо тылын сайдыыта биллэрдик мөлтөөбүтүн бэлиэтиир.

Дьиэ кэргэҥҥэ тыл култууратыгар болҕомто ууруллар. Төрөөбүт саҥа баайа, ууһа-урана оҕо тылга дьоҕурун уһугуннарыа, тылга тапталы үөскэтиэ, толкуйун тобулуо. Оҕону мөккүөр култууратыгар үөрэтиэххэ наада диэн Б.Ф.Неустроев- Мандар бэлиэтиир. О5о ус сааһыгар диэри дорҕооннору чуолкайдык саҥарарга дьиэ кэргэниттэн үөрэнэр. Оҕо биирдэ сыыһа санарбытын, атыннык истибитин көннөрөр ордук.

Төрөөбүт тылын баһылаабыт оҕо биллэн турар эргиччи сайдыылаах буолар. Тулалыыр эйгэни, үөрэҕи, олох сыаннастарын  ылынар, көрөр, истэр дьоҕура сайдар. Манна олонхо баай  тылын –өһүн сүдү күүһэ оҕо тылын сайыннарарга улахан суолталаах.  

Оҕо тылын сайдыытыгар сабыдыаллар

-оҕо төрүөҕүттэн бэриллэр удьуорун  утума;

— Оҕо тыла сайдарыгар төрөппүт тылын сайдыыта, култуурата, оҕотугар болҕомтото, кыһамньыта сабыдыаллыыр;

—  дьон бэйэтин икки ардыгар кэпсэтэр ньыммалара судургутутуллубуттара дьайар;

— тулалыыр эйгэтэ, түөлбэтэ.

Мантан сиэттэрэн, уһуйаан оҕолоругар олонхону билиһиннэрии, олонхоттон быһа тардан үөрэтии, олонхо педагогикатын, оскуолаҕа олонхону үөрэтиини үөрэх бырагыраамматыгар киллэрэр хайаан да наада.

Соруктарым:

  • оҕо саас кэрдиис кэминэн  аттаран, СЭДИП технологияҕа тирэҕирэн оҕо  ийэ тылын сайыннарыы;
  • Уһуйааҥҥа оҕо олоҥхо истэр, ааҕар эйгэтин тэрийии;
  • Олоҥхо педагогикатыгар тирэҕирэн ыытыллыбыт иитэр- үөрэтэр үлэ түмүгэр оҕо олонхону угэс быьыытынан толорор таһымын үрдэтии, ыллыыр- туойар дьо5урун сайыннарыы;

Үлэторума:

— Эйгэни тэрийии;

— Улэни былааннааһын;

— Төрөппутү кытта ситимнээх улэ.

Оҕо ийэ тыла сайдарыгар олонхону туһаныы.

  • Олонхо муннугун тэрийии;
  • Төрөппүтү кытта үлэ;
  • Олонхоҕо материал хомуйуу,хасыһыы, үөрэтии;
  • Олонхо оонньуурдарын, оонньуулары, лэпбуктары оноруу;
  • Олонхо толоруутугар сөптөөх танас тиктии;
  • Олонхо толоруутугар тылга, тыыныыга, кылыһахха эрчиллиилэр;
  • Олонхо тылын үөрэтии, олуктары ааҕыы;
  • Оҕо ис кыаҕын көрөн геройдарын үллэрэн дьарыктааһын;
  • Нэьилиэк олонхоһуттарын, олонхону толорор оскуола үөрэнээччилэрин кытта ситим, бэйэ бэйэ5э ыалдьыттаһыы, олонхо аа5ыытын киэһээлэрин ыытыы, олонхо истии.

Тускулларынан араас аралдьыйыылары ыытабыт: Хомус кунэ, танха хаан ыйа, идэһэ кунэ, Ньукуолун кунэ, Байанай кунэ, олонхо кунэ, ыьыах  уо.д.а. Бу аралдьыйыыларга о5о сахалыы угэстэри, сиэрдэри- туомнары, оонньуулары  кытта билсэр.

Улэ былаана: олонхону маннык араардым

  • Балаган ыйа- УлууСуоруныйа – тиэмэ: Саха киьитэ- оһо5ун иннигэр олордор эрэ, олонхоһут , о5уһун мииннэ эрэ ырыаһыт;
  • Алтынньы ый Хотон Айыы ыйа- тиэмэ:Ортотунан курданан орто дойду;
  • Сэтинньи- БайанайыйаТиэмэ:Олонхо5о ойууланарүөһэ дойду
  • Ахсынньыый- БилгэХааныйа-тиэмэ: АйдааннаахАллараа дойду
  • Тохсунньу-ТанхаХааныйатиэмэАллараа дойду адьыр5алара- тугэх дойду түөкуннэрэ
  • Олунньу- ОдунхааныйатиэмэОлонхоүсдойдутунхоьуйуллуута
  • Кулунтутар- ДьөһөгөйыйатиэмэОрто дойду олохтоохторо
  • Муусустар- АйыыһытХотуныйатиэмэ: үөһээ дойду- Айыылар
  • Ыамыйа- тиэмэ:Иэйиэхсит-ХотуныйаУрун Тунах ыһыах

Бу ыйдарынан үлэ түмүгэр оҕо билэр-көрөр дьоҕура кэҥиир,  төрөөбүт норуотун сүдү баайын олоҥхону кытта билсэр, саҥарар саҥатын саппааһа байар, ийэ тыла сайдар.

Оҕо тылын сайдыытыгар маннык хайысхалары туһаныахха сөп, олонхону истэн баран бэйэ тылынан кэпсээһин, уус-уран тылга эрчиллиилэр, хатылааһыннар, өйтөн ааҕыылар. Оҕо олонхону истэн баран бэйэтин санаатын сааһылаан кэпсиирин ситиһии. Тылы сайыннарыы үлэҕэ кэтээн көрүүнү, тэннээһини, олонхону үөрэтиигэ араас схемалары, таблицалары, оонньуулары туһаныы. Өссө биири бэлиэтээн этиэхпин баҕарабын. Олонхоҕо уһуйууга СЭДИП технология ньыммаларын туһанар табыгастаах:

— көрдөрүү, үтүгүннэрии, уһуйуу, такайыы, олохсутуу, дьиктиргэтии, батыһыннарыы.

Төрөппутукытта үлэ: Туох баар оҕо сайдыытыгар  дьиэ кэргэн туллар- тутаах буоларын умнубаппыт. Оҕо ийэ тылын сайдыытыгар эмиэ ол курдук дьиэ кэргэн бастакы олуктары оҥорор. Уһуйаан уонна дьиэ кэргэн, төрөппүт бииргэ  субэлэр- амалар, олонхотылынүөрэтиигэмаастаркылаастар, сэһэргэһии.

О5о5о сахалыы кутун уһугуннарыыга, оҕо ийэ тылын сайдыытыгар  олонхо суолтата улахан. Ол курдук олонхо5о ийэ тыл, уус- уран тыл барыта киирэ сылдьар. О5о олонхо аа5а олорон онорон керер дьо5ура, толкуйдуур дьо5ура   тылын саппааьа, ситимнээх -чуолкай саҥата сайдар.

Оҕо айылҕаттан бэриллибит ис кыаҕын арыйан , олонхо үгэһин кэспэккэ толотторо сатыахха наада. О5о талах олоппоско олорон эрэн, сирэйинэн- хара5ынан, туттан хаптан, куолаһын араастаан уларытан, олонхо речитативын тутуһан   истээччини интириэһиргэтэн аа5арын, толорорун ситиһии. О5о уһун олонхону өйугэр тутарын,  керөөччүгэ тиэрдэрин  ситиһиэхтээхпит.

Туһаныллыбыт литература

  1. Бысыина М.Н. олонхоийэ тыл тирэ5э.- Дьокуускай:Бичик, 2014-63с.
  2. Каратаев И.И. о5ону чуолкайдыксанараргаүөрэтии уонна сурукка үөрэнэргэ бэлэмнээһин.- Дьокуускай: Бичик, 1019.-159с.
  3. Чехордуна  Е.П.СЭДИП технология- Ытык Күөл. 2016:

«Якутский алгыс для детей дошкольного возраста посредством использования ключевых слов якутского эпоса Олонхо«

Петрова Прасковья Николаевна, Татьяна Спартаковна Дьяконова

 воспитатели МБДОУ ЦРР «Сулусчаан»

с. Ытык-Кюель Таттинского  улуса  Республики Саха (Якутия).

В данной статье рассмотрены особенности Якутского благословения. Нами использованы благословления (түп этинии) в работе с детьми дошкольного возраста, с 5 до 7-ми лет. Данная тема мало изучена и требует дальнейших исследований.

Алгыс – произведение устно-поэтического творчества саха(якутов), являющиеся составной частью традиционных обрядов, шаманских камланий, созданные на основе мифологических воззрений народа и направленные для просьбы, умилоствиления как светлых, так и темныхсил всех миров: верхнего, срединного, нижнего [1].

Алгыс – универсальная якутская молитва – благословение, дошедшее до нас из глубины веков, преодолевая века насильственно внедренного христианства и десятилетия насаждаемого атеизма. Наши мудрые предки знали могущественную силу мысли и слова, а потому свято верили чудодейственную силу доброго АЛГЫСА, который побеждает все – болезнь, зло, тяжелую карму[10. С.320].

Алгыс – диэн, баай-талым төрөөбүт төрүт тылбыт саамай үтүөтүн-үчүгэйин, сүөгэйин-сүмэтин талан, туһалаатар-абыраатар диэн тулалыыр эйгэҕэ , дьоҥҥо сэргэҕэ анаан этиллэр тыллар. Маны таһынан, түп этинии диэн, тус бэйэҕэ анаан алгыс этинии диэн баар. [6. с.27] Филиппова Матрена – Сыдьаайа, Филиппов Афанасий – Байдам «Дьылҕа – бэйэҥ илиигэр» Дь. “Офсет” 2019с. Бэйэҕиттэн сааһынан балыс киһиэхэ үтүөнү баҕаран этэр буоллаххына, ол аата – АЛГЫС. Онтон бэйэҕэр  бэйэҥ, доргуччу эбэтэр сибигинэйэн, ситиһиини баҕарар буоллаххына, ол аата – ТҮП. Омуктуу “афффирмация” диэххэ сөп. [5. с. 13]

Алгыс – олус киэҥ, дириҥ суолталаах тыл. Ону тылдьыкка биэс суолтатаын быһаарбыттара көрдөрөр. Ол курдук, көрдөһүү тыла, кэс тыл, аптаах тыл (итэҕэл), кэрэ көстүү. Норуот поэзиятын саамай былыргы көрүҥэ диэн быһаараллар. [7. с.19]

Если для духовно-нравственного воспитания и развития личности детей дошкольного возраста использовать традиции и обычаи предков, ввести благословения, то ребенок осознает укороненную духовную культуру и  традицию своего народа. Формируется способность к духовному развитию, укрепления нравственности, воспитывается ценностное отношение к родному языку, укрепление внутренногосостояния.

Исходя из вышеизложенного, основываясь на работе технологии СЭДИП Чехордуной Екатерины Петровны и Корякиной Ольги Николаевны “Соргу”,ввели в работе детском саду в режимных моментах благословения (түп этинии). Технология СЭДИП основывается на интегративном подходе к духовно-нравственному развитию и воспитанию личности ребенка.

Для детей с 4-5 лет повторение текста благословение вводится в двух строках, проговаривая выразительно вслух всей группой. Содержание благословения направляется на самих детей.

Например:          Аһаабытым амтаннаах буоллун,

Сиэбитим сэниэ буоллун.

 Далее, начиная со старшей группы вводится все четверостишии благословения.

По ФГОС благославения классифицируем по четырем напрвлениям: поведенческий, коммуникативно-социальный, познание, нравственный.

  1. Утренний сбор:

Аҕыс айыыһыттарбыт аргыстастыннар,

Сэттэ иэйэхситтэбит сиэттистиннэр. (поведенческий)

  • Перед едой:

АҺаабытым амтаннаах буоллун,

Сиэбитим сэниэ буоллун,

Иӊэриммитим иӊэмтэлээх буоллун,

АҺым алгыстаах буоллун! (поведенческий)

  • Перед сном:

Эт киҺи элэйдим,

Сыа киҺи сылайдым.

Сылаанньый асынньанан,

Таралыйа тыллаӊнаан туруом! (поведенческий)

  • Перед физкультурным занятием:

Чэгиэн эттээх,

Чэбдик хааннаах,

Чѳл ѳйдѳѳх,                                                   

Чиӊ чиргэл буолуоҕун! (поведенческий)

  • Благословение радости:

Күнкүлүмүнкэриэтэ,

Күлүн-үѳрүӊ доҕоттоор.

Yѳрүү-кѳтүү үксээтин,

Yѳрэр-кѳтѳр буолуохха! (коммуникативно-социальный)

  • Перед занятиеми:

Бүгүҥҥү күнҥэ

               Толкуйбут тобулуннун,

Билиибит эбилиннин,

Санаабыт сайыннын. (Познание)

  • Перед занятием по развитию речи:

Тылы-өһү сайыннаран,

 Киһилии кэпсэтиэх,

Сахалыы саҥарыах. (коммуникативно-социальный)

  • Перед музыкальным занятием:

Ырыаны ыллаан

Ылбаҕай оҕобун,

Үнкүүнү үнкүүлээн

Имигэс оҕобун. (коммуникативно-социальный)

  • Для участников соревнований:

Кыайыы кынаттанан

Өрөгөй үктэллэнэн

Талаанын арылыннын. (социализация)

  1. Для дружеских отношений:

Кыыһырбытын кыйданнын,

Уордайбытын уҕараатын,

Ил-эйэ эҥэрдэстин,

Атас-доҕор үксээтин. (нравственный)

Механизм воздействия якутского благословления для детей дошкольного возраста посредством использования ключевых слов якутского эпоса Олонховлияет положительно. Дети воспринимают благословения эмоционально и с радостью проговаривают вслух.

По результатам опроса родителей за 2 года, наблюдается воздействие якутского благословления. Был проведен опрос родителей по вопросам:

  • Используете ли Вы с детьми благословения перед едой, перед сном?
  • Проговаривает ли сам ребенок благословение и какие?

Охвачено 28 семей. В результате первого вопроса выявлено, что только 2 семьи используют с детьми слова благословения. По результатам второго вопроса большинство детей проговаривают дома благословения.

Использованная литература:

  1. Ефимова Людмила Степановна “Якутский алгыс: специфика жанра, поэтика” Диссертационная работа. Интернет сайт Gogle10.01.2009г.
  2. Кондаков В.А. “Алгыстар – эн көмүскэллэриҥ» Якутск. 2005с.
  3. “Саха тылын быһаарыылах тылдьыта» Якутск. Бичик2008г.
  4. Слепцов П.А. Якутско-русский словарь. М. 1972г.
  5. Корякина О.Н.-Умсуура “Соргу” Якутск. 2013г.
  6. Филиппова Матрена – Сыдьаайа, Филиппов Афанасий – Байдам “Дьыл5а- бэйэҥ илиигэр” Якутск “Офсет” 2019.
  7. Чехордуна Е.П. “Сэдип технология” Ытык-Кюель. 2016г. 19 с.
  8. Чехордуна Е.П., Сивцева И.А., Ефимова Д.Г. “Технология СЭДИП в дошкольной организации”. Таатта редакция 2019г.
  9. Чехордуна Е.П., Филиппова Н.И., Ефимова Д.Г. “Педагогика олонхо”. Якутск.2016г.
  10. Яковлева А.И.. Тимофеева Т.Т. “Кун сирин Айыытын ойууна” Якутск 2010г. 320 с. (статья Софии Булчукей)

«Олонхо- как средство развития связной речи детей старшего дошкольного взраста»

Аввакумова Варвара Дмитриевна, Назарова Оксана Артемьевна

воспитатели МБДОУ ЦРР «Сулусчаан»,

Таттинский улус, с. Ытык-Кюель

Олонхо- вершина развития якутского фольклора впитавшая в себя философские, мировоззренческие, педагогические взгляды народа. Олонхо отражен жизненный опыт, самобытность якутского народа. С точки зрения известного этнопедагога И.С. Портнягина якутский народный эпос — олонхо носит ярко выраженный педагогический характер. Олонхо развивает ум, сообразительность, рассуждения ребенка, дает красочные характеристики окружающего мира, способствует развитию правильной речи ребенка, обогащению словарного запаса на родном языке.

В настоящее время, когда развиты всевозможные компьютерные технологии, перед нами как педагогами встает большая  проблема, когда каждый третий ребенок  имеет очень большие проблемы с произношением на родном языке. Родная  речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых, общения с родителями важный фактор и зависит от нормального родного, речевого окружения.

            В целях развития родной речи мы используем из олонхо: четверостишие, загадки, пословицы, поговорки. Звукоподражательные игры, игры-инсценировки, кукольный театр, пальчиковый театр. Начиная с младшего возраста мы используя дидактические, настольные, игры, инсценировки, кукольный театр, развиваем родную речь. Работа ведется с младшей группы по книге «Чээн сибэкки».

В подготовительной  группе по программе формируем грамотную, правильно поставленную речь, умение различать, слышать и произносить, гласные и согласные звуки, подражание звукам природы. Прежде всего мы должны научить детей правильно слышать звуки нашей речи, научить определять, из каких звуков состоят слова, которые мы произносим из этой цели мы учим детей произносить сложные слова из четверостиший «Чээн сибэкки». После идет разъяснение трудных слов, Играем в игру «Запомни слово» из нескольких слов ребенок отгадывает слово из стишка. И далее придумываем новые игры со словами  например можем нарисовать, найти звуки также фишками, считываем согласные гласные ( при этом произносим слово по слогам много раз). Слова из книги «Чээн сибэкки» сопоставимы (взяты) со словами из олонхо. В нашей работе для формирования фонематического слуха у детей используем такие игры как: «Найди первый звук», «Какой звук одинаков словах?», «Какой звук спрятался в середине слова?», «Назови противоположное значение слова», «Найди похожие слова». Игры по пособиям «Чээн сибэкки», «Эрбэхчэй бэргэннэр» придумываем словесные игры, театральные постановки. Так же пособия используются в разных конкурсах по развитию у детей правильной речи.

«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством олонхо«

Халыева Х.Г., учитель-логопед

МБДОУ ЦРР д/с «Сулусчаан»,

Таттинский улус, с. Ытык-Кюель

Новые тенденции в развитии современной системы образования повышают требования к речевому развитию детей, воспитанию осознанного отношения к языку как национально-культурной ценности, овладению его литературными нормами. Обращение к культурным ценностям, в частности, к эпосу олонхо, является одним из путей решения совершенствования традиционных приемов и методов обучения и развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

 Героический эпос олонхо, являющийся шедевром устного нематериального наследия человечества, имеет общечеловеческое значение, таит в себе истоки огромного воспитательного и образовательного педагогического потенциала, а язык олонхо — непревзойденный образец словесного искусства, обладающий системностью и внутренней структурированностью.

Ребенок дошкольного возраста овладевает, прежде всего, разговорной речью, касающейся непосредственно виденного, поэтому его речь ситуативная. Но уже на протяжении дошкольного возраста наряду с этой формой связной речи возникает и развивается другая форма, названная контекстной речью. Ее содержание раскрывается в самом контексте речи, благодаря чему становится понятным для слушателя. Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности, которая нарушается у детей с различными формами дизонтогенеза. Особенности формирования связной речи у дошкольников с ОНР представляют собой актуальную, теоретически и практически значимую проблему. Формирование связной монологической речи у дошкольников, считает В. П. Глухов, относится к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР).

Использование эпоса  в образовательных целях позволяет детям дошкольного возраста усваивать с детства дух своего народа, тип его поведения в окружающей среде.

Главная идея олонхо — это спасение человечества от зла. Путь к нему — это тяжелейший путь через борьбу и лишения, через одухотворение мысли и сознания.

 Олонхо воспитывает гуманность, способствует подняться на более высокий уровень духовности (айылгы), нравственности, укрепляет дух и душу (кут-сюр). Развивает ум, интеллект (өй-санаа), мораль (майгы-сигили), традиционные религиозные обряды (сиэр-туом), учит самоуважению. Призывает к бережному отношению к природе, помогает осознать первичность духовно-нравственных начал в развитии цивилизации.

Немаловажное значение для понимания и восприятия текста олонхо имеет использование на занятиях иллюстраций.

На основе эпоса олонхо  были разработаны дидактические пособия, направленные на развитие словаря, грамматического строя, связной речи. Так, на занятиях использовали  коврограф «Мир Олонхо» — «Олонхо дойдута», который позволял достаточно быстро перемещать в пространстве картинки. Опорные картинки располагались на панно-коврографе в соответствии с эпизодами текста олонхо.   Использование этого дидактического материала значительно повысило произвольное внимание, заинтересованность детей в выполнении заданий, стимулировал их речевую активность.

Приведем примеры работы на панно — коврографе: Прикрепляли карточку с изображением Дерево мира (Аал Луук Мас) на коврограф. Далее взрослый  рассказывал об этом изображении, давалось описание Аал Луук Мас.  Ребенок слушал описание дерева, затем воспроизводил по памяти.

Работа на панно развивала у детей не только речь, но и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, логическое мышление. Так, например,  предлагалось выполнить задание: расположить посередине коврографа изображение балагана, слева от него березу, а в правом верхнем углу солнце и т.д. Вместо картинок предусматривалось использование вязаных плоских изображений предметов.

Установлению последовательности событий в сюжете олонхо помогало пособие «Коврик-экран». На полу коврик-экран, в кармашки которого вставляются  опорные картинки. К нему прилагаются  6 пар стаканчиков-колпачков, соединенных между собой  ленточками. На внешней стороне донышка одного стаканчика каждой пары имеется цифра (от 1 до 6). Детям предлагалось выбирать силуэтные рисунки в соответствии с предложенным сюжетом отрывка олонхо. На рисунок, соответствующий началу рассказа ставили стаканчик с номером один и составляли предложение. Затем ставили стаканчик с цифрой два на тот рисунок, который соответствовал продолжению рассказа, и составляли следующее предложение и т.д. Далее предлагалось составить связный рассказ на основе придуманных предложений.

В ходе обучения рассказыванию по описанию использовали пальчиковые куклы, изготовленные по мотивам олонхо.  Предлагалось дать словесное описание куклы-героя, назвать имя. Наибольшим успехом у мальчиков пользовались куклы-богатыри, а у девочек куклы-красавицы. При помощи пальчиковых кукол дети охотно вступали в контакт друг с другом, создавалась комфортная обстановка, что играло немаловажную роль в развитии  речи.

Как показал опыт нашей работы, использование на занятиях средств героического эпоса народа саха олонхо, разработка игр и методических материалов способствует развитию связной речи и творческих возможностей детей. В ходе целенаправленного обучения дети в достаточной степени овладевают языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. У детей  формируются представления об основных элементах, лежащих в основе построения сообщения: адекватность содержания, последовательность, отражение причинно-следственной взаимосвязи событий и др. При обучении детей значительное место отводится работе над пересказом, с постепенным усложнением структуры и языкового материала текста. Дети овладевают навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии, т.е. тех видов монологических высказываний, которые наряду с пересказом составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе.

 Использованная литература:

1.  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Владос, 2006. — 367 с.

2. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием / В.П. Глухов. М.: Аркти, 2004.

3. Лобок А.М. Алмазная земля педагогики олонхо. Опыт педагогического эпоса. 1 часть. Якутск: Компания «Дани-Алмас», 2007.

«Технология СЭДИП, основанная на жизнеутверждающих идеалах якутского народа«

Охотина Е.К., с. Ытык-Кюель,

МБДОУ «Центр развития ребенка — детский  сад №2 «Сулусчаан»

МР  «Таттинский улус» РС(Я)»

С 2013 года  организовано сетевое образовательное объединение «Арылы кустук» по педагогике олонхо, где педагоги образовательных учреждений разрабатывают педагогическую технологию СЭДИП. Технология  педагогики олонхо на  самобытном этическом деятельностном интегративном подходе к духовно-нравственному развитию и воспитанию личности, ребенка, получила название “СЭДИП”. Исходя из собственного опыта, кадровых, материальных и социокультурных  ресурсов, каждое ДОУ выбрало области разработки по следующим темам, например:

Центр развития ребенка – детский сад “Аленушка” села Черкех: “Технология СЭДИП:  влияние священных понятий олонхо на развитие ребенка”. Они работают над проблемами трансформации жизнеутверждающих идеалов якутского героического эпоса олонхо дошкольникам через современные формы и методы воспитания детей. В образовательной деятельности детям целенаправленно прививаются такие ценностные ориентации народа саха,  как, семья, труд, верность, любовь к природе, солидарность, человечество, вера, патриотизм и т.д.

Центр развития ребенка – детский сад “Мичил” села Боробул: “Технология СЭДИП: организация развивающей предметно-пространственной среды на основе олонхо”. Областью деятельности педагогов является внедрение принципов, средств и форм этнической системы воспитания в современную развивающую предметно-пространственную  и социальную среду.

Детский сад “Сардаана” села Кыйы: “Технология СЭДИП: влияние олонхо на формирование человечности”. Педагоги разрабатывают способы  деятельности по формированию индивидуальных способностей, умений и  духовных качеств ребенка на  основе  этнокультурных  традиций. 

Центр развития ребенка – детский сад №2 “Сулусчаан” села Ытык-Кюель: “Технология СЭДИП:  влияние художественного слова олонхо на развитие ребенка”. Педагогический коллектив работает по  использованию художественного языка олонхо, самобытной культуры народа, как ресурса для идентификации, самоосмысления и самопрезентации ребенка саха.

Целью технологии СЭДИП является обучение и формирование у детей умений предполагать, проектировать, планировать, реализовывать или претворять в жизнь и прогнозировать будущее развитие.

Основой технологии СЭДИП являются:

— возрастная периодизация;

— художественный язык олонхо;

— пространство олонхо;

— заповеди человечности олонхо;

— священные понятия олонхо;

— методы успешности (Соргу);

— требования ФГОС.

Научной основой технологии являются:

— работы российских исследователей по изучению олонхо, якутские ученые-культурологи П.А. Ойунский, Г.У. Эргис, И.В.Пухов, А.П.Решетникова, Н.В.Емельянов, Н.И.Филиппова;

— основатели педагогики олонхо – Е.П.Чехордуна, Н.И.Филиппова, Г.В. Попова-Санаайа, М.И.Баишева и.т.д.;

— ученые-педагоги — Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.В.Эльконин-В.В.Давыдов, 

ученые-психологи – Ш.А.Амонашвили, Г.К.Селевко.

В нашем детском саду “Сулусчаан” для формирования у детей духовно-нравственных ценностей, таких как жизнь, семья, труд, патриотизм, ответственность, честность, любовь, дружба, справедливость, здоровье, и т.д.  создано образовательное этнокультурное пространство.

Основными составляющими компонентами пространства являются:

-организация повседневного быта, уклада жизни с учетом этнокультурной особенности;

— развитие родной речи;  общение со взрослыми и между собой;

— приобщение к традициям предков, национальной культуре.

Предметная среда привлекает ребенка, вызывает интерес к языку. Языковая развивающая среда включает в себя как языковую среду, так и предметную. Ребенок знает, что он может подойти, посмотреть, взять в руки то , что ему  нужно, вызывает  интерес.

В среду все работники и дети детского сада надевают национальные костюмы, подаются национальные блюда. Проводятся развлекательные досуги, включающие национальные игры, чтение литературы, песни, танцы, изобразительная деятельность, театрализованные представления по национальным мотивам.

В целях приобщения детей к традициям и обычаям народа саха в нашем детском саду создана комната олонхо в виде якутского балагана. Здесь в качестве учебного материала представлен макет “Якутская усадьба”. Макет доступен, прост в использовании. На основе этого макета разработаны игры, дидактические материалы по развитию речи, стихи, загадки. В комнате олонхо периодически  проходят выставки, мероприятия о предметах быта, о национальных культурных традиций, уклада жизни народа, системы традиционных духовных ценностей.

В сообществе «Уран тыл» дети знакомятся с якутским фольклором (народные песни, тойук, осуохай, чабырҕах), с эпическим произведением олонхо. Знакомство дошкольников с традициями народа саха через обрядовые праздники вызывает интерес к прошлому своих предков, расширяет знания и представления о культурном наследии, способствует воспитанию у детей национальных черт характера. В результате непрерывной плановой работы дети приобщаются к культуре своего народа, традициям и обычаям. У детей формируются духовно-нравственные ценности, обогащается словарный запас.

Результаты опроса показывают, что родители удовлетворены проводимой работой педагогики олонхо при руководящей роли воспитателя, социального партнерства родителей, народного мастера, мастера-наставника.

Работа по технологии СЭДИП способствует социализации детей, повышает национальное самосознание и предполагает что, обучение и воспитание по педагогике олонхо направлены на формирование духовно-нравственных ценностей, на всестороннее  развитие личности.

Использованная литература:

  1. Бурцев Д.Т. Якутский эпос олонхо как жанр/Д.Т. Бурцев. – Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1998.- 85 с.
  2. Чехордуна Е.П., Филиппова Н.И., Ефимова Д.Г., Карпова Н.П. Олонхо педагогикатын төрүттэрэ/Е.П.Чехордуна – Дьокуускай: Компания “Дани Алмас”, 2010. – 248 с.
  3. Софронова А.Д. Оҕо уонна олонхо/Софронова А.Д. – Дьокуускай: Компания «Дани Алмас», 2009. – 64 с.

Психокоррекция эмоциональной сферы детей с трудностями в общении на основе олонхо

Мохначевская И.Е., педагог-психолог МБДОУ ЦРР «Сулусчаан»

Проблема преодоления дефицита общения в настоящее время выдвинуло вперед вопрос о приоритетности психологического образования. Обращение к личности дошкольника, учет его индивидуальных качеств в процессе обучения, нацеленность на формирование его нравственно-эстетических идеалов, на развитие его мышления и творческих способностей оказались в центре образования.

Часто ребенок не имеет удовлетворительных эмоциональных связей с родителями, или ему недостает положительных эмоциональных контактов со сверстниками. Многие дети становятся застенчивыми, беспокойными, тревожными, замкнутыми. Навыки адаптивного бесконфликтного поведения ребенок может получить только в ходе активного общения. Поэтому важно создать для него возможность отрабатывать эти навыки в специально организованной для этого обстановке. Для этого можно проводить с детьми коррекционные работу в виде игротерапии и беседы на основе олоҥхо.

В олоҥхо можно полностью найти такие моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, другие этнические категории, как истоки высокой нравственности, ответственность, чувство сопереживания, приемы воспитания волевых черт, бережное отношение к друг другу и к окружающему миру, методы и средства воспитания.

Для якутского героического эпоса олоҥхо для сохранения, изучения и развития ежедневно с детьми проводятся разные мероприятия на сохранение родного языка. На это используются дидактические игры по олоҥхо, картинки, рисунки самих детей. Активизация общения, положительных эмоциональных контактов детей может произойти в использовании примеров поведения героев героического эпоса – олонхо.

Устное народное творчество олонхо способствует развитию речи и мыслительной деятельности детей. Язык олонхо одухотворяет и облагораживает слушателей, учит их меткости в выражениях выразительности в речи, смышлености в поступках.  Формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми посредством олонхо, произведений устного народного творчества детям, с трудностями в общении детей становится нашей главной целью. В первую очередь нужно изучить материалы олонхо и литературу по проблеме формирования навыков общения детей с трудностями в общении, выявить и изучить особенности общения детей и в последствии провести коррекционную работу по улучшению коммуникативных навыков детей.

По данным исследования одной из наиболее распространенных трудностей в работе с детьми старшего дошкольного возраста является их неустойчивость, неуравновешенность.

Условно можно выделить 3 наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в общении: агрессивные дети, эмоционально расторможенные дети, слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тре­вожные дети.

Этапы коррекционной работы направлены на выявление детей испытывающих трудности в общении, ознакомление с эпосом олонхо, коррекционно-развивающие занятия детей через внедрение олонхо , развитие эмоциональной сферы ребенка с трудностью в общении на основе олонхо.

Формы коррекционной работы можно провести в виде психотренингов, психогимнастик, психологические игр, чтение и обсуждение произведений олонхо, сюжетно-ролевых игр, сказкотерапию, диагностику эмоционального состояния  и коммуникативных навыков.

Коррекционно-развивающая работа с применением трансформации олонхо

«Мин кини курдукпун, то5о диэтэр…»

Ребенку предлагается придумать образ человека, который рассказывается в произведении олонхо, рассказать и сравнить с самим собой.

Цель:снижение конфликтности, развитие умения договари­ваться, саморегуляции поведения.

Взрослый подбирает каждому ребенку героев олонхо, который обладает противоположными чертами характера. Напри­мер, конфликтному ребенку дается роль персонажа, который со всеми дружит, всем помогает (Үрүҥ Уолан), ребенку с низкой самооценкой дается роль героя, которым все восхищаются (Ньургун Боотур), ребенку с двигательной расторможенностью — роль, предусматривающую ограничение активности (Аал Луук мас) и т.п.Дети садятся в круг, происходит встреча сказочных героев. Тему для разговора может подобрать взрослый или сами дети. Они придумывают историю и разыгрывают ее. После игры проходит обсуждение.

“Куттаммат буолууну ииттинии”

Сыала: куттаммыт туругу суох оноруу.

Эрчиллии ыытыллыыта:

Оҕоҕо олоҥхоттон быһа тардан ааҕан иһитиннэрии, куттаммат буолуу туһунан кэпсэтии.

Туналҕаннаах Ньуурдаах Туйаарыма Куо

 Уот Уһутаакыттан:

Ыый-ыыйбыан! Аай-аайбыан!

Ыксаатахпын ньии, ыксаатахпыан…

Муус Күдүлү байҕал иччитэ

Уот Уһутаакы обургу

Кубулунан киирэҥҥин

Куттуу олороҕун дуо?!

Уой, доҕоор, —

Куйахам күүрдэҕин,

Кутум-сүрүм дьалкыйдаҕын.

(П.А.Ойуунускай “Дьулуруйар Ньургун Боотур”).

Психолог:

  • Туох туһунан кэпсэнэрий? Билигин биһиги бу олонхону оонньоон көрдөрүөххэйиҥ.

(Туйаарыма Куо, Ньургун Боотур, Сабыйа Баай хотун, Саха Саарын Тойон, Уот Уһутаакы).

Бу олоҥхону иһитиннэрэн баран оҕоҕо бэйэтин саамай куттанар куттаныытын уруһуйдатыы. Оҕо кутталлаах уруһуй уруһуйдаабытын кэнниттэн, бу уруһуйбутун куттала суох гына уларытыахпытын сөбүн оҕоҕо быһааран биэрии. Быһаарыы кэнниттэн улахан киһи оҕону кытта тэҥҥэ толкуйдааннар, бу кутталлаах уруһуйдарыгар үөрүү туруктарын уруһуйдаан биэрии үлэтэ барар (Холобура араас кэмпиэттэр, шариктар, сибэккилэр, үрүмэччи, кыыһырбыт сирэйи үөрбүккэ уларытан биэрии уо.д.а).

Таким образом, специально организованная трансформация игр на основе олоҥхо и внедрение в коррекционную работу показала, что если взрослый привлекает внимание детей друг к другу, обращаясь к ним по имени, хвалит детей в присутствии их сверстников, подчеркивает достоинства, то в этом случае дети с большим интересом относятся к совместному общению: они чаще улыбаются, доброжелательнее относятся друг к другу, стремятся вызвать интерес и сочувствие. В результате трудности в общении, барьеры в эмоциональном мире у детей практически исчезают, между ними чаще возникают совместные игры.

Использованная литература:

1. «Олоҥхо эйгэтэ»/ Е.П.Чехордуна, Е.П.Иванова — Дьокуускай Бичик, 2005.

2. «Тренинг общения с ребенком» Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. СПб. – 2005.

«Олоҥхо нөҥүө оҕо ситимнээх саҥатын сайыннарыы«

Захарова Наталья Ивановна,

“Сулусчаан” оҕону сайыннарар киин,

Таатта улууһа

      Олоҥхо сүдү айымньы, уһуйар, уһуйар, иитэр суолтата олус күүстээх.Оҕо өйө чочуллуутугар, толкуйдуу үөрэнэригэр, оҕо уйулҕата сырдыкка – кэрэҕэ тардыһыылаах буолуутугар, айар дьоҕурун айылгыта олоҕуруутугар, тыла- өһө сайдыытыгар төрүтү уурар кыахтаах.

Оскуолаҕа киириэн иннинээҕи саастаах  о5олор тылларын саппааhа, баайа тиийбэт буолан ейдеебеттере элбэх. Онноо5ор улахан киhи ейдеен-дьууллээн толкуйдаан эрэ аахта5ына сатанар.

     «Тосхол»национальнай оҕо тэрилтэтин базовай  программатыгар  С.Васильев «Эрчимэн Бэргэн», П.А.Ойуунускай «Дьулуруйар Ньургун Боотур» олоҥхолортон быһа тардыылары билиһиннэрии баар. Ити о5ону олонхо5о сыhыарыам, интэриэhин тардыам диэтэххэ кэрэгэй. Онон, атын олоҥхолортон быһа тардыылары  улэ ситимигэр киллэрэн утумнаах улэни ыыттахха эрэ сатанар диэн санаа5а кэлэммит бырайыак онорон улэлээбиппит  5 сылыгар барда. 

  Олоҥхо нөҥүө оҕо ситимнээх саҥатын сайыннарыыны сыллааҕы иитии- үөрэтии былааныгар 40% региональнай компоненыгар тиэмэлэргэ наардаан  киллэрэн биэрдим.

Бөлөхтөрүнэн үөрэтиллэр тиэмэлэри наардааhын:

БөлөхтөрКыра бөлөхОрто бөлөхУлахан бөлөхБэлэмнэнии бөлөх
Тиэмэлэр1.Олоҥхо геройдара «Кыыс,уол»   2.Айылҕа көстүүлэрэ “Дьыл кэмнэрэ”     3.Киһи этэ —  сиинэ “Сирэй чаастара”   4.Хамсыыр — харамай «Үөн- көйүүр»    5.Туттар тэриллэр «Саха иһиттэрэ”1.Олоҥхо геройдара, кинилэр таҥастара- саптара 2.Айылҕа көстүүлэрэ “Үүнээйилэр, сибэккилэр”   3.Киһи этэ-  сиинэ «Төбө чаастара”       4. Хамсыыр — харамай «Көтөрдөр»   5.Туттар тэриллэр «Булт тэриллэрэ»1.Олоҥхо геройдара,кинилэр сэптэрэ- сэбиргэллэрэ 2.Айылҕа көстүүлэрэ “Отоннор, талахтар, мастар”     3. Киһи этэ-  сиинэ “Илии чаастара”       4. Хамсыыр — харамай «Кыыллар»   5.Туттар тэриллэр «От үлэтэ»1.Олоҥхо хо геройдара,кинилэр олорор дьиэлэрэ- уоттара  2. Айылҕа көстүүлэрэ “Дьыл кэмнэрин солбуйсуулара”       3. Киһи этэ-  сиинэ “Атах чаастара”       4. Хамсыыр — харамай «Кыстыыр, кыстаабат көтөрдөр»   5. Туттар тэриллэр «Кыстыкка киириигэ бэлэмнэнии үлэлэр »

  Уһуйааммытыгар нэдиэлэҕэ биирдэ, сэрэдэ күн, саха күнэ  диэн тэрийэбит. Бу күҥҥэ анаммыт алгыс баар буолар. Сарсарда оҕолору көрсүүттэн  “Аламай күн сыламынан” диэн эҕэрдэлэһэн күммүт саҕаланар. Бу күн оҕолор, иитээччилэр сахалыы таҥнабыт, аһылыкпыт,  оонньуулар барыта сахалыы  буолаллар.

Олоҥхоттон олук билиһиннэриигэ бастаан айымньы  ис хоһоонун билиһиннэрии буолар.Манна иллюстрациялары, остуол театрын, куукулалары көрдөрөбүн, оҕолор билбэт тылларын быһаарабын. Бэлэмнэнии үлэ тыыныыга, дорҕоону чуолкайдык саҥарарга эрчиллии, дикцияҕа улэ,куолас күүһүн таба туһаныы.

 Олоҥхо олуктарын тыл сайдыытыгар, уруһуй, мэһийии дьарыгар, оонньуу да сылдьан кэпсэтэр кэмнэригэр киллэрэбин. Холобур: олоҥхо сирин- дойдутун, бухатыыр атын, бухатыыр тас көстүүтүн , олоҥхо дойдутун куотун туһунан олуктары иһитиннэрэбин. Бу кэннэ оҕо хайдах өйдөөбүтүн уруһуйдуур. мэһийэр,бухатыыр туһунан оҕо санаатын истиэххэ сөп. Улахан бөлөх оҕолоро ойуулаан көрөргө холоноллор. Оҕо толкуйдаах, чобуо тыллаах буоларыгар тыл оонньуулара олук уураллар, холобур : “ Атыннык эт”, “ Ураты тылы толкуйдаа”, “Ким элбэх тылынан хоһуйар”, “ Кэпсээннэ эбэтэр остуоруйата ай”.

Туттуллубут литэрэтиирэ:

1. П.А.Ойуунускай «Дьулуруйар Ньургун боотур»

2. Н.И.Степанов – Ноорой «Күн Эрили»

3. Р.А.Кулаковскай «Орто дойду олохтооҕо Ордьоот оҕонньор»

4. П.Е.Решетников «Күөнэ көҕөччөр аттаах күүстээх-уохтаах Күн Күндүлү бухатыыр»

«Особенности постановки спектакля олонхо в детском саду«

           Петрова П. Н., Дягилева С.А., педагоги дополнительного образования, Дуюкова Г. Н. музыкальный руководитель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад №2 «Сулусчаан» муниципального района «Таттинский улус» Республики Саха (Якутия)»

        Олонхо является мудростью народа Саха развивает у детей родную речь, фантазию, воображение, память, воспитывает нравственные качества, любовь к родному краю. Олонхо развивает речь ребенка, обогащает словарный запас, ребенок сам того не замечая, употребляет слова олонхо в разговорной речи, очень много (“алгыс”) благословительной речи, напутствий, что имеет немаловажное значение в воспитании доброжелательных отношений в группе.

      Якутский народ создал богатое фольклорное наследие, в котором героический эпос олонхо занимает особое место. Фольклор формирует национальное мировоззрение, учит ребенка видеть мир глазами своего народа. Первоначальное представление о фольклоре формируется в дошкольном возрасте. Дети знакомятся с различными видами фольклора – олонхо, осуохай (круговой танец), чабыргах (скороговорки ),тойук (горловое пение),игры на якутских музыкальных инструментах(хомус,джага,кюпсюр). Эффективной образовательной формой  является коллективное традиционное исполнение  и театрализованные постановки по сюжетам олонхо. Только играя в театр, ребенок может понимать и воспринимать олонхо, интересоваться своей национальной культурой. Театральные костюмы, декорации имеют важное вхождение детей в мир героев.

     Олонхо в дошкольных учреждениях можно и нужно показывать как спектакль. Это очень хорошая методика приобщения детей к искусству перевоплощения.

    Театральные постановки олонхо в детских садах – это не только праздник для глаз и ушей, но и событие, которое влияет на разностороннее развитие маленьких актеров. Эти увлекательные представления являются мощным средством развития творчества, социальных навыков и обучения детей. В этой статье мы погрузимся в волшебный мир театральных постановок олонхо в детских садах, исследуя их влияние на детей и важность этого опыта.

      Театр в детском саду – это исключительная возможность для разностороннего развития детей. Он  является ключом к формированию основных навыков, необходимых в будущем. Таким образом, театральные постановки олонхо в детских садах – это нечто большее, чем просто игра, это магия, которая вдохновляет и развивает.

Нашим детским садом были осуществлены постановки спектакля олонхо с 2014 года:

«Үрүлү  Бэргэн» Г.Н. Обудова – Эверстова, «Күөнэ көҕөччөр аттаах күүстээх – уохтаах Күн Күндулү бухатыыр» П.Е. Решетников – Көһөҥө Бүөтүр, «Орто дойду олохтооҕо Ордьоот оҕонньор» Р.Кулаковский, “Ньургун Боотур Стремительный” П.А. Ойунский,

       В процессе подготовки спектаклей олонхо дети знакомятся с текстами олонхо, заучивают наизусть и исполняют роли героев эпоса.   Показывая и объясняя сюжет текста куклами и картинками. Музыкальный руководитель, хореограф  подбирают  музыку, музыкальные инструменты и разучивают танец цветов, богатырей, стерхов, осуохай.

Все работы по внедрению эпоса-олонхо, как воспитательный метод, без помощи и без сотрудничества с семьей не имеет полноценного значения, шьют костюмы, оформления, декорации и атрибуты.

    Таким образом, приобщая детей старшего дошкольного возраста к якутскому народному эпосу Олонхо мы приобщаем детей к традициям своего народа, его творчеству: танцам, песням, осуохайю, тойуку.

                                                      Использованная литература:

1. О’Нилл, С. «Театральный процесс». М.: Искусство 2005

2. Лукьянова, Е.В.  «Театр в дошкольном образовании». М.: Просвещение. 2018

3. Джонс, П. «Театр и дети». М.: Владос 2008

4. Владимирова, Е.Н. «Театрализованная постановка олонхо в детском саду»

5. Федорова, Г. Г. «Обучение традиционному якутскому пению тойук». Якутск 2016.

6. Научно – методический журнал для работников дошкольного образования и родителей «Чомчуук саас» Якутск 2011.

7. Лукина А.Г. «Традиционные танцы Саха: идеи, образы, лексика» — М.,2005.