Перейти к содержанию

Научный раздел

Межрегиональный научно-практический форум «Пути возрождения и сохранения эпического наследия и сказительства»

 От творческого духа к строительству новой жизни

Сивцева Изабелла Александровна, к.п.н.,

директор МБОУ “Таттинский лицей имени А.Е.Мординова”, председатель Ассоциации олонхо Таттинского улуса

Проходят годы, изменяется общественное устройство, меняется мир, но имя Платона Алексеевича Ойунского, его труды и помыслы открывают нам всё новые знания.

Платон Алексеевич Ойунский был олонхосутом, поэтом, революционером, видным государственным деятелем, новатором, ученым. Олег Сидоров пишет: «..он смог совместить эти грани в своем творчестве, не упрощая и не усложняя язык в поисках отображения новых явлений, а находя ту естественную золотую середину, что позволяет показать всем нужные смыслы».

Первая грань Ойунского: олонхосут и ученый. В математике есть раздел комбинаторика. По комбинаторике таких граней можно сосчитать 10. Олонхосут и и поэт, поэт и революционер, поэт и ученый, и т.д. Все элементы данного множества находятся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство. Рассмотрим некоторые грани.

Олонхосут и ученый. Платон с 9 лет начал исполнять олонхо,  о котором сам писал: “У меня в детстве воображение было богатое, красочное, рассказывал красноречиво. Получал приглашение тоенов, которые на досуге наслаждались по длинным зимним ночам моими рассказами”. Далее в работе Олега Сидорова читаем: “Он сам носитель, исполнитель, сочинитель, как профессиональный писатель, собрал (а вернее сказать создал) текст олонхо “Ньургун Боотур Стремительный”. Совмещая научное и творческое воплощение олонхо, он сотворил классические каноны олонхо”.

Благодаря его канонической работе, олонхо, являясь одной из древних форм устного творчества дошел до 21 века в живом бытовании. И в 2005 г. олонхо было внесено во Всемирный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, в 2008 году вошел в Репрезентативный список мировых шедевров.

Это было признание способности олонхосута. Если олонхо — сказание, главными отличительными особенностями которого являются: — сказание описывает мифологическую историю всего человеческого общества; — действия происходят в трех мирах: Верхнем, Среднем и Нижнем; — длина составляет в среднем 10000-15000 стихотворных строк. Самое крупное произведение “Нюргун Боотур Стремительный” состоит 36000 стихотворных строк; — исполнение олонхо основано на чередовании речевых и поющихся разделов (речитатив-чабырҕах, пение-тойук (все персонажи поются в  особой тональности). То сказитель олонхо – олонхосут — человек, обладающий:  —  целостным видением (бүтүн көрүү); — пространственным мышлением (сабардамнаах толкуй); — памятью (өйгө тутар дьоҕур); — импровизаторскими, ораторскими способностями (актерское, певческое мастерство); — познавательными способностями (Билэр-керөр дьоҕур).

            Всеми этими способностями обладал Ойунский. Все остальные грани, грань поэта, государственника, ученого, развивались на основе данных способностей грани олонхосута. Он действительно все совмещал, одна грань дополняла, обогащала, развивала другую грань.   

После установления советской власти 24 апреля 1920 года принимает решение о создании подотдела изучения Якутской губернии при отделе народного образования, ставившего своей целью познание своих «природных и человеческих ресурсов, своей истории, своей культуры». Руководителем его был назначен Г.В.Ксенофонтов. Он собрал вокруг себя местных краеведов, распределив их по секциям для изучения вопросов хозяйственного и культурного строительства. Затем 1 марта 1921 года вместо подотдела открыли институт уполномоченных Сибири при Сибнаробразе. В 1925 году была организована комплексная экспедиция АН СССР. Экспедиция положило начало деятельности научно-исследовательского общества «Саха кэскилэ». 17 сентября 1935 года был образован Научно-исследовательский институт языка и культуры ЯАССР при СНК ЯАССР.  Директором был назначен П.А.Ойунский.

По мнению профессора А.Е.Мординова, «за такой короткий срок он сумел заложить начало систематическому научному изучению якутского языка, якутской литературы, истории якутского народа. Он хотел превратить институт в будущем в большое научное учреждение типа Академии наук, ибо в Положении института предусматривались действительные члены и члены-корреспонденты».

Вторая грань: писатель-государственный деятель.

Олег Сидоров в книге «Жизнь замечательных людей. Платон Ойунский» пишет:

«Ему удалось подняться до понимания проблем общечеловеческих, потому что он совмещал в себе поэтический дар с государственным, планетарным мышлением».

«Устами своих героев отстаивает свободу мысли и самоценность знания. Ойунский спешил предупредить потомков. Он сознательно отказавшись от государственного служения, он отдал всего себя осмыслению происходящего, а именно природы власти. Эти его прозрения во многом – посыл будушим поколениям. Он не только стремился предвидеть будущее, но и упорно трудился, приближая его. Его художественное осмысление природы власти привело к жестокому выводу: власть, ставшая бесконтрольной, приводит к диктаторскому правлению и репрессиям. Он рассматривает жизнь как борьбу, как противостояние власти и интеллекта, свободного человеческого духа».

“Работу над эпосом он начал в 1930 годах. Но задумал ещё раньше. В письме 31 марта 1926 года историку Г.А.Попову: “Т.Попов! С осени 1925 г. по настоящее время я исключительно занят созданием якутской сказки, для чего мною использованы более десяти образцов народной литературы выпусках Академии наук, собранных Э.К.Пекарским, а также сказки многих, сказанные “сказочниками” Якутского округа.

При создании этой сказки я наткнулся на многие данные, дотоле мне еще неизвестные. Самым крупным из них явилось открытие “борьбы всех сил мира”, т.е. борьбы всех начал за свои функции в мире. Это борьба называется “Широкого неба огненная борьба”. После этой борьбы все силы, все начала – получили все свои определенные функции.

Я пришел к выводу: началом всего мировоззрения якутов, их культа является именно это “огненная борьба”, после чего началась жизнь на земле. После этой борьбы, по заключении “огненного мира”, идет уже территориальное, функциональное самоопределение всех начальных сил.

Обдумывая все эти вопросы, я пришел ко второму соему выводу – о “биис ууһа” на небе, на земле и в нижнем мире.

Сообщая об этом, я просил бы посвятить одно заседание Совета или общества этому вопросу и собрать в дальнейшем материалы по данному вопросу: «правилен ли мой вывод?» Ваш Ойунский».

В архивных документах протокола данного запланированного совета мы не нашли. Но, в начале олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» Ойунский пишет:

Дьулусханнаах дьулуо маҥан халлаан

Дьураатыгар тура төрүөбүт

Дьулусхан субуйа сүүрүк

Дьураа хара аттаах

Дьулуруйар Ньургун Боотур диэн

Саас үйэ тухары

Саха хаан аймаҕар,

Кэнчиэрэ ыччатыгар

Кэрэ кэпсээн буолар

Отут суол олоҥхоттон

Оҥоһуллубут олоҥхо.

Далее Ойунский добавил:

Орто туруу дойду

Отут биэс биис ууһа

Ол-бу улуус диэн

Иннинэн сирэйдээххэ,

Икки атахтаахха

Иһиллэ илигинэ…

А.Е.Чэгиэн, В.В.Илларионов в «Заметки об особенностях перевода олонхо П. А. Ойунского «Нюргун Боотур Стремительный» на русский язык» отмечают, «…в литературной обработке учёного-филолога, выдающегося писателя П. А. Ойунского c использованием лучших фрагментов из 33 олонхо».  Далее В.В.Илларионов определяет, что «Сказание о «Нюргун Боотуре Стремительном» — одно из лучших и наиболее популярных олонхо народа саха. Нюргун Боотур является образцом типа богатыря-защитника племени, эпический тип которого был создан олонхосутами Ботурусского улуса, «таттинской школой сказителей» [4, с. 27]. Основой олонхо известного якутского писателя, основоположника якутской советской литературы Платона Алексеевича Слепцова-Ойунского (1893—1939), состоящего свыше 36 ООО стихотворных строк, считается олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», записанное К.Г. Оросиным в 1895 г. по просьбе политссыльного Э.К. Пекарского. Сравнив оба варианта, И.В. Пухов пришел к выводу, что они имеют один источник. Вместе с тем в олонхо П.А. Ойунского много сюжетов, частных деталей и описаний, отсутствующих в варианте К.Г. Оросина. Одной из особенностей олонхо Ойунского отмечается наличие повествования о войне правителей и разделении ими трех миров во вступительной части, что отсутствует не только в варианте Оросина, но и во многих других олонхо. Таким образом, олонхо П.А. Ойунского представляет собой один из вариантов народных олонхо о Нюргун Боотуре, «практиковавшийся им в живом исполнении и воспринятый в процессе живого исполнения» [6, с. 421].

            В.В.Илларионов, говоря о «таттинской школе сказителей», видимо опирается на упомянутые имена олонхосутов:

Эмис Түмэппий курдук

Этэн дьэргэлдьиттэхпинэ,

Куһаҕана буоллаҕына

Куохайаан оҕонньор курдук

Кулдьурҕатан киирдэхпинэ ….

Акыым курдук

Аттардахха,

Кылачыысап курдук

Кытардахха, …

Ыргыныап курдук

Ырыттахха,

Табаахырап курдук

Таттаран эттэххэ, …

Ондуруоһап эмээхсин курдук

Онолуйа туойдахпына,

Дьүлэй Бүөкээн курдук

Дьүөрэ тылынан түһэрдэхпинэ,

Здесь из девяти названных знаменитых олонхосутов Чээбий из Амгинского улуса, Куохайаан из Мегино Кангаласского улуса, остальные Таттинские олонхосуты.

Андросов Е.Д. в книге  “Таатта олоҥхоһуттара” пишет, что “Дьулуруйар Ньургун Боотур” имеется в репертуаре у многих таттинских олонхосутов, традиционно у олонхосутов восточных улусов, указывают  не анкете и олонхосуты Вилюйские группы улусов, Нюрбинские. Пишут, что олонхо широко известно в Олекминске, Мааче, Бодойбо.

Таким образом, идея объединения в единое целое у Ойунского было заложено  заранее. Он дал понять нам, что мы – Айыы аймаҕа («родственники божества» едины. Человек Айыы был вчера, сегодня и будет завтра.  Как В.Н.Иванов уточнил в статье «Платон Алексеевич Ойунский: государственный деятель и мыслитель» подчеркивал: «Он видел необходимость пробуждения исторического сознания, которое призвано укрепить этническую идентификацию народа, его культуру».

 Государственность должна была подкрепляться духовной основой, и этой основой стало олонхо. В олонхо мы находим ответы на многие вопросы, касающие меры, воспитания, нравственности и морали. Ойунский удивительно точно угадал потребности только создаваемого государства в составе страны, имеющей федеративное обустройство. Олонхо – это источник веры и нравственности.

Внедряя данную идею в жизнь что сделано в Таттинском улусе?

В 2015 г. создан Культурно-образовательный кластер “Таатта сайдар эйгэтэ” — “Пространство возможностей”, реализованный через систему принципов: системность и целостность; единство и разнообразие, свобода и социальная ответственность; социокультурная интеграция и индивидуализация; синхронизация “прошлого и будущего”, этноспецифический детерминизм. Кластер реализовывался под единым комплексным планом работы, который включал двенадцать проектов:

  • Саха саарыннара (Выдающиеся Личности народа саха),
  • Үөрэҕирии биэс тирэҕэ (Пять китов образования),
  • Түмсүү – төлкө төрдө (В единстве – сила),
  • Эр киһи — олох уйгутун тутар күүһэ (Мужчина сотворен Творцом будущего),
  • Мин доруобуйам — мин илиибэр (Мое здоровье в моих руках),
  • Ыал туруга — нэһилиэк сиэркилэтэ (Семья – зеркало наслега),
  • Үүнэ, чэчирии тур, мин Тааттам (Цвети и процветай, моя Таатта),
  • 21 үйэ киһитин үлэ киэргэттин (Человек ХХI века – творец мира),
  • Тыа сирэ – саҥа сыһыан – тирэхтээх сайдыы (Инновации: устойчивое развитие сельских территорий ),
  • Айыы киһитэ аһыныгас, күн киһитэ көмүскэс (Человек Айыы – творит добрые дела),
  • Дойдубун билиим- ураты күүс (Родной край – источник силы),
  • Аан дойдуга – биир иллээх дьиэ кэргэнинэн (В единой культурной семье).

Управление кластером вел совет кластера: руководители центров, временные творческие комиссии, устанавливающие систему взаимоотношений между его элементами . Центры кластера делятся на общественные, образовательные, профессиональные, детские. Общественные центры кластера включали: Мандар Уус кыһата (Школа Мандар Уус), Олоҥхо педагогиката (Педагогика олонхо), Итэҕэл сүбэтэ (Совет по вопросам религии), Образовательные центры: экоцентр, агрошколы, Черкехский образовательный центр,  Харбалахский образовательный комплекс. Детские центры кластера: детская организация «Ситик», военно-патриотические клубы. Профессиональные центры кластера: психологическое сообщество, научное сообщество. Таким образом структура кластера была гибкой сетевой структурой, включающей группы взаимосвязанных элементов (образовательные учреждения, общественные, научные иинституты, бизнес-структуры и т.д.), объединенные вокруг кластера для решения определенных задач и достижения конкретного результата (продукта). Состав участников образовательного кластера — элементов могли меняться, дополняться в зависимости от обстоятельств и решаемых задач. Совокупность элементов — партнеров представляют,  во-первых различные среды, во-вторых ресурсную структуру – кластерную вертикаль и кластерную горизонталь. Формами вертикального взаимодействия являются соглашения, муниципальные целевые программы, грантовые поддержки, социальные контракты. А формы горизонтального взаимодействия это синергетические взаимодействия, при которых мероприятия планируются спонтанно, функциональные обязанности распределяются по умению участников. При таких функциональных кластерных пересечений возможна синергия и взаимно функциональные отношения, действия которых основаны на принципах и эффектах новых систем деятельности и практики.

Ежегодно с 2016 г филиал Республиканской Ассоциации Олонхо организует конкурсы по исполнению олонхо. Цель мероприятий – формирование духовно-нравственных ценностей, патриотизма, сохранение национальной культуры, поддержка и развитие творческих коллективов исполнителей олонхо. Количество участников растет с каждым годом: участие на конкурсах в 2016г. было 50 человек, 2017 г. –146 человек, 2018г. – 249 человек, 2019г. — 214 человек (одиночных исполнителей 10, семейных коллективов 6, наслежные коллективы 10, смешанные коллективы 8). В 2023 году одиночных исполнителей стало 14 человек, семейных коллективов — 7, наслежных коллективов – 11, коллективов из работников детсадов – 10. 

В 2023 году разработан проект «Хомуур олоҥхо», в рамках мероприятий посвященных к 130-летию П.А.Ойунского. 11 сентября в с.Черкех Таттинского улуса исполнители из Таттинского улуса Афанасий Попов, Алексей Николаев, Александр Багардынов, из Намского улуса Яна Ньургусова, из Мегино Кангаласского улуса Виталий Никифоров, из Чурапчинского улуса Сусанна Лазарева, Анатолий Христофоров вместе исполнили все девять песнь олонхо “Ньургун Боотур Стремительный».  Олонхо Ойунского собрал разных, но единых по духу исполнителей олонхо для консолидации и кооперации.

Таким образом, консолидирующая политика Платона Алексеевича Ойунского дал и в 21-м веке новый стимул к развитию среды и  расширению спектра участников среды, нацеленных на единую общественно значимую цель.

Литература

  1. Ойунский, Платон Алексеевич. Нюргун Боотур Стремительный : Якут. героич. эпос олонхо. Воссоздал на основе нар. сказаний Платон Ойунский / Пер. на рус. яз. В. Державин; [Послесл. и коммент. И. В. Пухова]. — 2-е изд. — Якутск : Кн. изд-во, 1982. — 431 с.
  2. Сидоров О.Г. Платон Ойунский / Олег Сидоров. – М.: Иолодая гвардия, 2016. – 285 с.: ил. – (Жизнь замечательных людей: сер.биогр.; вып.1581).

Роль культурных институций местного сообщества в развитии эпического наследия Олонхо на территории Таттинского улуса.

Марианна Вячеславовна Степанова,

заместитель директора «Улусного дома народного творчества» МР «Таттинский улус», член союза творческих художников РФ, основатель и руководительтворческой мастерской «Узоры Таатты»

Охрана культурного достояния в современном мире требует постоянного внимания власти и  общества. Сохраняя прошлое, мы строим будущее, и здесь, без сомнения роль культурных институций местного сообщества в развитии эпического наследия Олонхо на территории Таттинского улуса огромна. Таатта — богатая уникальными народными культурными традициями, которых веками  воспитывалась не одно поколения и передавалась из уст в уста. Эти традиции гармонично регулировали отношения поколений и разных  социальных групп, стимулировали многогранное самодеятельное творчество населения. К сожалению, из года в год уменьшается количество носителей народных культурных традиций. Например, в 19 веке олонхосутов- исполнителей героического эпоса Саха  было в каждом населенном пункте. Сегодня этот показатель снизился почти до нуля. Поэтому возрождение и сохранение каждого носителя культуры  является актуальной  проблемой восстановления  в утраченной системе народных культурных традиций народа Саха: фольклора, ремесел, национальных праздников, обрядности, традиционных форм отдыха и развлечений.

             Согласно концепции  сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации основными хранителями народных традиций являются сегодня учреждения культурно-досугового типа. (1) Сохранение и развитие культурного достояния в Таттинском улусе ведущую роль играет- Улусный дом народного творчества по руководством Гаврила Гаврильевича Вырдылина. Учреждение  ведет деятельность над внедрением эффективных технологий,  использование которых непосредственно влияет на повышение уровня социальной активности участников. В улусе работает муниципальная целевая программа «Развитие культурных ресурсов Таттинского улуса» нацеленного на  формирование  единого культурного  пространства на всей территории МР «Таттинский улус», путем создания условий для обеспечения доступа жителей улуса  к культурным ценностям, права на свободу творчества  и  пользование учреждениями  культуры, сохранение местных народных традиций.

            Исследователи дают разные определения местного сообщества. Например, Святослав Мурунов, эксперт по работе с местными сообществами, в своих исследованиях опирается на представление о локальном сообществе как о сообществе по месту проживания: это люди, которые живут на одной территории, знают своих соседей (например, их имена, фамилии, род занятий) и, главное, имеют неформальные регламенты взаимодействия — например, обычаи и традиции. Агафья Еремееновна Захарова,  кандидат филологических наук, руководитель Центра олонхо по научно- методической деятельности и международным связям АУ РС(Я) «Театр Олонхо», отмечает «Повсеместно существовали локальные устные сказительские традиции (таттинская, амгинская, усть- алданская, вилюйская, вехоянская и др.) В 2013 году ушел из жизни последний олонхосут П.Е. Решетников (1929-2013), носитель таттинской сказительской традиции.(2) Соответственно, главным культурным ресурсом улуса- являются творческие люди, носители и хранители традиции, которые сплачивая единомышленников в общественные объединения , формируют местное сообщество.  Культурные институции — музеи, театры, библиотеки, клубные учреждения, общественные формирования, объединения — являются культурным ядром  социальной жизни села.

            Сегодня, в век технического прогресса назрела необходимость актуализации в деле сохранения культурных традиций в контексте новой культуры. В статье профессора, академика МАНИ ВШ, МАИ Раисы Ивановны Пшеничниковой,  «Новая Культура и Новое Искусство XXI века: инновационные подходы» отмечено, что пространственно-временные парадигмы в традиционных культурах этносов выступают в качестве математической матрицы, в которой закодированы древние знания выживания и развития общества. Поэтому без сохранения своего культурного ресурса невозможно получить то, что наработано нашими предками, которые сделали все, чтобы духовно- интеллектуальные богатства дошли до нас. В настоящее время культурный ресурс  распадается на четыре основных, базовых элемента:  Первое — традиционные (этнические) культуры многонациональной России;  Второе — классическое искусство; Третье — техномасскультура;Четвертое — шоу¬бизнес. Каждый из этих элементов выполняет свои функции и задачи, имеет свои технологии воздействия на людей, на их волю, творчество, интеллект и сознание. (3)

            Описывая потенциальные возможности использования культурных ресурсов для творческого объединения местного сообщества,  британский социолог Чарльз Лэндри пишет: «Со временем нам также стало понятно, что культурные ресурсы воплощаются в умениях и талантах людей. Они не сводятся лишь к осязаемым предметам, таким как здания, но проявляются и в символах, в деятельности, в ассортименте местной ремесленной и промышленной продукции, в сфере услуг. Культурные ресурсы региона могут быть обнаружены в его историческом, индустриальном или художественном наследии, в таких активах, как архитектура и городской ландшафт, местные традиции общественной жизни, фестивали, ритуалы, истории, распространенные хобби и увлечения» (3).

            На примере деятельности культурных институций местного сообщество, которое объединяет группы населения, живущие на территории Таттинского улуса, выделяет необходимость возрождения народных традиций и обычаев. По данным анализа социологического опроса,  местное сообщество, объединяясь в общественные формирования, 79% ведут деятельность по основным структурным элементам национальной культуры, участники которых являются непосредственными носителями  и творцами этнической культуры народа Саха.  Это подтверждается развитием самодеятельного художественного творчества – работают 7 творческих коллективов имеющих звание «Народный», из них 2 фольклорных ансамбля. Активисты культуры творят в 273  формированиях самодеятельного художественного творчества — музыкальные ансамбли, танцевальные и хоровые коллективы, ансамбли песни, кружки, клубы по интересам, фольклорные, театральные коллективы. Фольклорные  объединения способствуют сохранению базовых традиционных культурных элементов и предусматривают  изучение истории, культуры, народного творчества, традиций, обрядов и обычаев народа.

             В  настоящее время основную роль в деле сохранения культурного наследия  ведет один из основных представителей культурных институций местного сообщества — ассоциация Олонхо в Таттинском улусе, под руководством кандидата педагогических наук, Сивцевой Изабеллы Александровны. Общественное объединение олонхосутов, теоретиков и работников культурно- образовательных учреждений,  в лице “Ассоциации Олонхо “, ведут тесную работу со сферой культуры. Проведена обширная работа по формированию совета, программы и плана деятельности ассоциации. Провели просветительскую работу по пропаганде эпического наследия, поделились опытом работы в региональных и республиканских конференциях, форумах. В основу концепции ассоциации  легли  научные труды истинного знатока якутского фольклора, исследователя и ученого- организатора Платона Алексеевича Ойунского “Якутская сказка, ее сюжет и содержание”. Основными целями Ассоциации  является: Создание культурно- образовательного пространства для сохранения и развития устного эпического наследия Олонхо. Уникальная структура деятельности ассоциации построена на 9 направлениях традиционной культуры:

1. Изучение и увековечивание олонхо  (Олоҥхону үөрэтии-үйэтитии);

2. Творческие мастера (Олоҥхо уран уустара);

3. Ландшафт олонхо (Олоҥхо түөлбэтэ);

4. Национальные игры олонхо (Олоҥхо оонньуулара);

5. Национальная одежда олонхо (Олоҥхо таҥаһа- саба);

6. Национальная кухня (Олоҥхо аһа үөлэ);

7. Традиционные звуки(Олоҥхо төрүт дорҕооно)

8. Народные песни и танцы (Олонхо ырыата тойуга, ү ҥкүүтэ- битиитэ);

9. Организация слушания олонхо (Олонхону истии эйгэтин тэрийии).

            Совокупность этих направлений в полной силе раскрывает структуру  философии мира Олонхо. Процесс формирования сообщества состоит в  необходимости вовлеченности населения в  диалог, организации общественной дискуссии. Об этом свидетельствуют  направления культурных институций, которые  создают уникальные проекты, формирующие важнейшие идеи новых форм диалога для пропаганды эпоса.

            Культура как объект научного познания ежегодно собирает исследователей заинтерессованных в решении актуальных проблем развития материального и не материального наследия культуры нашего региона. Изучение и увековечивание олонхо  (Олоҥхону үөрэтии-үйэтитии) одна из направлений, где научно познавательная часть работы отражаются в проектах “Саха саарыннара”, НПК Шаг в будущее, внутри улусные конференции “Мин Тааттам” “Мандар аа5ыылара”, «Айдарыылаах ааттар» Культорологические чтения заречья посвященный Марие Николаевне  Андросовой-Ионовой, аналитический проект научного Платона Алексеевича Ойунского “Якутская сказка, ее сюжет и содержание” . Форум  “Дьүөрэлэһии көдьүүһэ: искусство + уһуйуу” (Интеграция искусства и образования),  «Консолидация социальных институтов в интересах ребенка» где вклад культуры в интересах ребенка обозначен основанный на  культурных ресурсах территории.

             Творческие мастера (Олоҥхо уран уустара) — яркие представители традиционной культуры под руководством академика Академии духовности, народного мастера — Бориса Федоровича Неустроева Мандар Уус. Творческая работа мастера тесно связана с эпическим наследием Олонхо. Сегодня, творческие мастера раскрываются в новом формате культурно- образовательного форум “Иис.Уус.Ас”. Концептуальная идея проекта   составлена на основе сохранения и развития  народного искусства и нематериального культурного наследия народов путем создания условий для преемственности и передачи опыта мастеров молодому поколению.

Аббревиатура фестиваля «Иис.Уус.Ас»   определяется следующим образом:

Иис (от якутского   иис- рукоделие,  национальное шитье), традиционная вышивка бисером, нитками, аппликация из кожи и меха, шитье из бересты, плетение из конского волоса, обработка кожи и меха итд.

Уус (от якутского уус- мастер) промыслы связанные с гончарным, кузнечным, ювелирным делом, резьба по кости, дереву, тальнику ит.д

Ас (от якутского ас- еда)  национальная кухня, технология приготовления национальных блюд

ФЕСТ — фестиваль- общественное празднество, сопровождающееся показом, смотром каких-нибудь видов искусства

Таким образом, строение проекта объединяет ключевые понятия традиционной культуры, объединяя культурные институции в единый формат.

            Локальные устные сказительские традиции раскрывает направление- Ландшафт Олонхо (Олоҥхо түөлбэтэ) Проект  событийного этнокультурного фестиваля  “Таатта — этнокультурный парк ОЛОНХО”. В рамках проекта включены исполнения олонхо среди детей, молодежи и семейных ансамблей. Составление библиографического каталога «Таатта олонхоһуттара». в 2023 году запущен новый проект художников «Олонхо оһуора- мандара». Комплексная культурная программа разработана специалистом по народному творчеству Майей Гаврильевной Егоровой. Сегодня в каждом наслеге появились коллективы олонхо. По инициативе Бурнашевой Валентины Федосьевны , режиссера народного театра им. П.А.Ойунского реализован  проект «Былатыан ыччаттара» Молодежь из 34 улусов исполнили Олонхо «Дьулуруйар Ньургун Боотур». Созданы «школа  Олонхо» именитых олохсутов-Алексея Николяева, Афанасия Попова, Людмилы Цой.

            Этнопедагогические аспекты физической культуры отражены в направлении «Национальные игры Олонхо (Олоҥхо оонньуулара)” Игратека- презентация “Игры и игрушки ОЛОНХО” получила широкий положительный резонанс. Инновационных проект  технологии СЭДИП под руководством к.п.н. Екатерины Петровны Чехордуной, основанный на педагогике Олонхо, вызвал большой интерес среди родителей и детей нашей Республики. Традиционные национальные настольные игры широко пропагандируются учреждением дополнительного образования “Сатабыл”. Национальные виды спорта- один основынх соревнований национального праздника “Ытык Таатта ыьыа5а” под кураторством комитета спорта Таттинского улуса. По наслегам проводятся национальные игры «Өбүгэ оонньуулара» (өһөс торбос, тобук тардыһыы, ойбонтон уулааһын, хабылык, хаамыска, тутум эргиирэ)

            Одежда- как часть материальной культуры, тесно переплетается с созданием традиционной среды в современном социуме на территории Таттинского улуса.. Направление “Национальная одежда Олонхо (Олоҥхо таҥаһа- саба)” раскрывается в ежегодно проводимых конкурсах национальной  одежды, «Ебугэ угэьин утумнаан», «Ыһыах мааны таӊаһа». Реализованы съемки «Пути великих свершений» документального фильма посвященный к 100 летию образования Якутской АССР вместе с федеральным телеканалом ВГТРК «Моя планета».В съемках  сцен было задействована коллекция  в старинных меховых одеяниях от мастерицы и руководителя общественного движения «Өбүгэ таҥаһа» именитой мастерицы Изабеллы Иннокентьевны Эляковой.

            Национальная кухня (Олоҥхо аһа үөлэ) в современной среде представлена как креативный кейс-клуб от  именитого мастера якутской национальной кухни Иннокентия Тарбахова  в проекте “Олоҥхоҕо хоһуллубут сатабыл түһүлгэтэ». Ежегодно проводятся кулинарный поединок “Тарбаахаптыы астыахха” .  Благодаря улусному конкурсу с 2013 года  «Олонхо үрүлүйэр үрүн аһын өрө тутуоҕун!» реализованный под руководством Марии Егоровны Бондаревой национальное блюдо “Үрүмэ” (Молочная пенка) стала самым изысканным и брендированным блюдом из Таттинского улуса. Сегодня, общественное объединение кулинаров национальной кухни реализовали успешные проекты “Үрүлүйэр үрүҥ аспыт – Үрүмэбит барахсан”, «Саха аһа – норуот култуурата».

            Традиционные  звуки (Олоҥхо төрүт дорҕооно) взяло свое развитие от народного мастера якутских национальных инструментов, заслуженного работника культуры РС(Я), автора многих статей и пособий, А. И. Чахова. Проект «Төрүт дорҕоон»  вкючает в себя организация мастер классов и выставок якутских национальных инструментов где участвуют мастера изготовители музыкальных инструментов, творческие мастерские РС(Я). За годы реализации проекта результатом можно отметить — абсолютную победу во Всероссийском фестивале “Наше наследие” фольклорного коллектива “Күн Чөмчүүк”, репертуар которого состоит из исполнения народных песен на национальных инструментах. С 2013 года В Таттинском улусе был запущен еще один примечательный проект-«Турнин оскуолата» основанный на традиционных наигрышах “бэйбэрэ”. Своеобразная и оригинальная  игра на хомусе Луки Николаевича Турнина сейчас транслируется как традиционный метод игры на варгане.

            Народные песни и танцы (Олонхо ырыата тойуга, үҥкүүтэ- битиитэ); -фольклорный фестиваль «Таатта татыйыктара»,  ,  Танылҕаннаах Тааттакайдаан эбэкэйбит кэтит киэлитигэр…” республиканский фольклорный фестиваль”. Организуется  улусный конкурс по народным танцам «Тэйэ сэгэйин, көтө кынаттанын». Проект “Танцуют дети земли Олонхо” реализуется народным ансамблем “Дружба” под руководством заслуженного работника культуры РС(Я), Валентина Константиновича Козлова. Этот коллектив отличается верностью народным традициям, искренностью исполнения, оригинальностью танцевальных постановок, ярко выраженным национальным колоритом и высокой  сценической  культурой. Ежегодно коллектив проводит обряд Алгыс национального праздника “Ытык Таатта ыһыа5а». На протяжении трех лет провели древний обряд встречи солнца «Күнү көрсүү» в с. Победа. Под началом коллектива широко пропагандируется локальная культура, для всех участников танцевального коллектива, проведены мастер классы “Таатталыы оһуохай”

            Самая актуальная и ключевая линия  — организация слушания олонхо (Олонхону истии эйгэтин тэрийии).  В целях привлечения интереса к древнему эпосу широко организуется декада Олонхо. Организуются камерные слушания олонхосутов. В данном направлении связующим звеном выступают олонхосуты, участники фольклорных ансамблей. Представители сказительства, исполнители и хранители эпоса -коллектив  “Удьурхай”  руководитель Маркова Раиса Семеновна и ансамбль “Дьолуо” под руководством Людмилы Константиновны Цой — открывшие мир Олонхо для населения. Два ярких ансамбля дали большой стимул и мотивацию в деле сохранения и развития героического эпоса Олонхо. Репертуар данных коллективов состоит из традиционных материалов локальных исполнителей и авторов Таттинского улуса.  С 2012 года проект Раисы Марковой «Айар-тутар, кэрсиир-ипсиир»  «Олонхо киэьэлэрин тэрийии»         реализованный в течении нескольких лет дает положительную динамику по росту исполнителей и слушателей Олонхо.

              Таким образом, организация всего комплекса системной работы, сформировавшихся в сфере сохранения и развития нематериального культурного наследия, возможно при координации деятельности участников процесса, включая муниципальные образования, учреждений культуры и общественных организаций. Создание культурно- образовательного пространства по пропаганде местной традиции, общественной жизни, этнографические и этнокультурные фестивали, проведение обрядов и ритуалов являются благоприятной средой для развития эпического наследия Олонхо и  позволяют раскрытию творческих и талантливых исполнителей Олонхо.

            Национальное достояние каждого народа- родной язык, самобытные традиции, промыслы и ремесла, хранящие вековой опыт народа требуют особого бережного отношения в современном мире. Теоретические исследования по праздничной культуре у разных народов мира показывают, что живым механизмом передачи культурной традиции из поколения  в поколение являются именно праздники.(5) У якутов национальным праздником является  Ысыах. Ысыах Олонхо- сохраняющий свой самобытный характер,  ярко отражает традиционную культуры  с ее мировоззренческим комплексом базовых элементов духовного достояния народа. Результат и эффективность системной работы ассоциации  свидетельствует то, что на благословенном ысыахе Олонхо — три года подряд   олонхосуты  Александр Никифорович Багардынов, Афанасий Николаевич Попов, Алексей Николаевич Николаев Таттинского улуса — завоевали главные призы, заняли  Гран при среди исполнителей эпического наследия. Исходя из этого, следует заключить- культурные институции местного сообщества в лице объединения олонхосутов «Ассосиация Олонхо» в Таттинском улусе — образовывая социальную систему, основываясь на общие местные интересы и цели, как главный культурный ресурс улуса, ведет активную деятельность по развитию нематерального культурного наследия. 

            Главный феномен культурно- образовательного пространства Олонхо в Таттинском улусе- нет официального дома Олонхо, но сохраняет все признаки живой культуры, имеющих эталонную значимость в целом для развития культуры народа Саха. Вековой шедевр устного культурного наследия Олонхо, живет и развивается  благодаря самоотверженному творческому труду культурных институций местного сообщества.

Литература:

1. Концепция сохранения и развития нематериального культурного наследия народов российской федерации на 2009 — 2015 годы

2. Флегонтова У.М. Якутский героический эпос. Научно- популярное издание. Якутск .2020г.- стр.39

3. Пшеничникова Р.И. Новая Культура и Новое Искусство XXI века: инновационные подходы // Межотраслевой альманах

4. Лэндри, Ч.Творческий город / Ч. Лэндри // 60 параллель. – 2004. – № 3(14) сентябрь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.journal.60parallel.org/ru/journal/2004/8/69

5.Романова Е.Н. «Национальный праздник ысыах- символ якутской культуры//Научно — популярный иллюстрированный журнал// Тальцы -1(30) 2007г. »  -стр. 37

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *